Яджна

Работа с огнём

Для совершения Яджны (жертвоприношения) огромное значение имеет огонь. Его таинственная мистическая сила трансформации используется с целью преобразования грубых физических компонентов, предлагаемых в ходе обряда в качестве подношения, чтобы получить их тонкие психические эквиваленты, в виде энергии, которая затем может быть принята покровительствующими существами, именуемых божествами. Посредством огня можно уравновесить все остальные стихии окружающего мира и нашего организма.

Работа с огнём

Далее в этом разделе мы рассмотрим как правильно изготовить жертвенник, а также освятить и возжечь огонь, согласно инструкциям, данным в древних писаниях арийской культуры на санскрите.

Используемые материалы

Мятлик луговой

При работе с огненным жертвоприношением лучше всего использовать те материалы, которые считаются священными сами по себе. Одним из них является сакральная трава Куша. В ритуальных целях лучше всего использовать солому, заготовленную из травы, скошенной в день новолуния (см. раздел выбор времени).

Трава Куша — особо почитаемая трава, по преданию образовавшаяся от упавших на землю ворсинок священного вепря Варахи (воплощения Вишну). В настоящее время в Индии за траву Куша почитают растение Полевичка двуперистая Desmostachya bipinnata, растущее сорняком на посевах пшеницы из семейства злаковых. Выбор арийских племен на него пал в результате необходимости обживать южные регионы с жарким климатом, однако на своей прародине в более северных широтах они использовали известный в нашей стране сорняк из семейства злаковых под названием Мятлик луговой Poa pratensis. Сегодня это очень ценное растение для питания домашнего скота, которое также применяется в ритуальной практике.

Топливом для костра послужит заготовленные дрова благородных пород дерева: дуб, береза, кедр, сосна, а также веточки можжевельника и сухой травы. В некоторых случаях при недостатке древесины в местности используется высушенный навоз домашних животных, коров или овец. Если вы устраиваете жертвенник на природе подойдёт любая древесина сухостоя или поваленных деревьев.

При заготовке топлива старайтесь не использовать стволы и ветки живых деревьев без особой необходимости, особенно если по близости можно найти сухостой или валежник, так как это нарушит одно из главных правил воздержания от причинения ненужного вреда и насилия живым существам.

В качестве основного вида подношения в ритуале жертвоприношения используется очищенное и растопленное коровье масло (жидкое топлёное масло), которое широко известно под именем Гхи. Другими видами подношений являются цветы, сладкие фрукты (бананы, яблоки, груши), шарики из сваренного на молоке и топлёном масле риса, покрытые слоем кунжутного семени, шарики из сырых зёрен белого и тёмного риса, смоченных кунжутным маслом и щепоткой порошка куркумы (turmeric), зерна яменя, веточки можжевельника и зверобоя, лепешки из пшеничной муки, сакральные фигурки, сделанные из сырого теста.

Для использования в церемонии не подойдут продукты, изготовленные с использованием заменителей молочного жира и других химических добавок, которые сегодня можно встретить в магазине. Если вы не уверены в натуральности продукта, лучше использовать вместо него обычные зёрна, молоко, кефир или мёд, разбавленный родниковой водой.

Посуду для подношений изготавливают из латуни, меди или бронзы. Ложки и лопаточки с длинной ручкой, необходимые для отправления жертв огню, можно сделать из можжевельника или других поделочных пород древесины. Кувшины для воды могут быть из глины, фарфора, стекла или металла. Из всех металлов лучше всего использовать медь или серебро.

Создание жертвенника

Место, где разводится огонь для проведения ритуала называется жертвенник. В большинстве случаев в прежние времена жертвенники создавали на специально отведённых для этого территориях, где возводились специальные шатры и устраивались ямы для костровища. По завершении церемонии все это разбиралось и убиралось, возвращая месту его прежний вид. Для обычного ритуала подойдут жертвенники двух видов: домашние или созданные на природе. Подробнее об их изготовлении будет рассказано дальше.


Домашний жертвенник

В качестве домашнего жертвенника для проведения ритуала можно использовать небольшие корытца квадратной формы из меди, которые не сложно найти и заказать в специализированных магазинах. Когда требуется больший объём рекомендуется сделать стационарный жертвенник более крупного размера и разместить его на прилегаемой к дому территории для регулярного использования.

При этом не стоит забывать, что по правилам древней науки Васту наиболее подходящим местом относительно всего участка будет его северо-восточная часть. Подробнее о выборе надлежащего места см. раздел Выбор места

Жертвенник для огненного ритуала общего назначения изготавливается в форме квадрата. В качестве материала можно использовать кирпич, желательно силикатный. Если это затруднительно, края и возвышения можно обозначить с помощью камней, глины и песка.

Домашний жертвенник

Грани жертвенника должны быть точно сориентированы по сторонам света. Для этого используется компас и другие средства навигации и ориентирования на местности. Глубина ямы внутри, как правило, делается такого же размера, как его длина и ширина, но для домашнего использования наиболее оптимальными следует считать размеры жертвенника от 20 до 50 см, с глубиной ямы от 5 до 15 см.

На дне ямы в костровище жертвенника используется песок. Перед началом проведения ритуала следует убедиться в том, что песок чистый и в нём не завелись насекомые. С этой целью по прошествии церемонии, а также перед её началом песок из жертвенника просеивается, промывается водой и заново укладывается на дно.


Жертвенник на природе

При создании жертвенника в условиях дикой природы в качестве материала следует использовать камни и песок. Зону под огневище желательно разметить и освободить от дёрна с помощью топора и лопаты. После завершения процедуры жертвоприношения пепел можно закопать, развеять над водой или землёй, а снятый ранее слой дёрна аккуратно поместить на прежнее место.

При этом следует добиться того, чтобы границы жертвенника были точно сориентированы по сторонам света. Его размеры и глубину можно выбрать на основе габаритов предполагаемого костра и количества вносимых в него подношений.


Расположение в пространстве

Как правило все жертвенники делаются ориентированными на восток, на ту сторону света, где восходит Солнце. Сам жрец располагается на западной стороне. Во время предложения даров огню он вливает правой рукой топлёное масло с южной стороны костра.

Иногда может получится так, что погодные условия (сильный ветер) не позволяют занять западную сторону от жертвенника. В таком случае жрец может сесть на южной стороне от костра. При предложении даров ему при этом следует отправлять подношения с той стороны, на которой он находится.

Если есть такая возможность, то следует использовать циновку или просто солому из стеблей травы Кушав качестве подстилки. Основания стеблей стараются ориентировать в сторону севера и востока.

Основные этапы ритуала

Процедура огненного жертвоприношения состоит из следующих этапов:

  1. Подготовка к зажиганию огня
  2. Ритуал освящения огня
  3. Подношение повелителям сторон света
  4. Подношение главным божествам
  5. Призывание божества Яджны
  6. Предложение подношений божеству Яджны
Подготовка к зажиганию огня

Перед началом ритуала жертвоприношения жрец обвивает безымянный палец правой руки сплетённым кольцом из священной травы Куша. Можно использовать для этого серебряное и золотое кольцо, если имеется.

Вслед за этим он берёт подготовленные заранее стебли травы Куша и кончиками чертит на песочном основании жертвенника 6 линий, согласно следующей схеме:

При этом во время начертания каждой из линий следует произнести следующие мантры, посвящённые хранителям сторон жертвенника, в соответствующем порядке:

  1. ом индрfйа намаp
  2. ом агнайе намаp
  3. оv брахмаyе намаp
  4. оv сомfйа намаp
  5. оv вfйаве намаp
  6. оv рудрfйа намаp

После того, как место жертвенника таким образом было освящено, следует взять 6 высущенных стеблей травы Куша и расположить 3 из них основаниями на восток, а поверх них накрест в форме решётки ещё три, основаниями на север, согласно следующей схеме:

При этом следует произнести следующую мантру:

оv бхeр бхувас сувар ом

Дальше можно начинать зажигание. Для этого возьмите кусочек щепки из древесины хвойных пород, слегка смоченный в смоле или скипидаре, и подожгите его. Горящую щепочку положите в центр уложенного решёткой сплетения из соломы травы Куша. Поверх разгорающегося пламени разместите мелкие стружки, щепочки и тонкие веточки из древесины, приготовленной для топлива.

Во время зажигания жертвенника следует произнести следующую мантру:

кравйfдам агним прахиyоми дeраv йама рfджtо гаччхату риправfхаp иха ивfйам итаро джfтаведf девебхйо хавйаv вахату праджfнан

Божество огня по имени Кравьяда, пожирающего сырое мясо трупов, я отсылаю подальше отсюда. Пусть оставит он это место, унося с собой все виды загрязнений! Пусть отправится он к тем, для кого повелителем является бог смерти Яма! Вместо него пусть придёт сюда другое воплощение Агни по имени Джатаведас, всезнающий! Пусть он доставит подношения богам, зная к ним дорогу!

Ригведа, 10 Мандала, гимн 16.9

Ритуал освящения огня

Освящение огня проводят, обрызгивая его несколькими каплями жидкого топлёного масла и произнося при этом следующую мантру:

оv бхeр бхувас суваp свfхf

Когда пламя было освящено и разгорелось, возьмите несколько стеблей травы Куша и разместите их за пределами жертвенника, вдоль его восточной стороны, затем вдоль южной, западной и северной так, чтобы основания были обращены на север и восток. Затем обрызгайте их водой, оставшейся после совершения ритуала ачаман (см. раздел Очищение), в таком порядке и направлении, как показано на схеме далее:

После этого нужно произнести следующую молитву обращённую к божеству огня:

чатвfри ohuгf трайо асйа пfдf две obрiе сапта хастfсо асйа тридхf баддхо вhiабхо роравbти махо дево мартйfw f вивеoа

Четыре рога, три ноги у него. Две головы, семь рук у него. Громко ревёт он, величайший, связанный тремя узами. Могущественное божество проникло в мир смертных.

Ригведа, 4 Мандала, гимн 58.3

Подношение повелителям сторон света

На следующем этапе после освящения огня следует выразить своё почтение повелителям сторон света. На востоке правит Индра, на Юге - Ямараджа. На западе - Варуна, на севере - Сома. На юго-востоке правитель - Агни, на юго-западе - Ниррити. На северо-западе правит Ваю, на северо-востоке - Ишана. Всё пространство сверху находится во владении Брахмы. Всё пространство внизу - во владении космического змея Ананта Шеши.

Чтобы провести ритуал почитания повелителей сторон света следует приготовить несколько рисовых шариков, смоченных кунжутным маслом и посыпанных порошком куркумы, а если есть возможность в добавок к ним небольшие бутоны цветов. Затем предложить по шарику и бутону повелителю каждого из 8-ми направлений, повторяя при этом молитву обращённую к нему. Для Брахмы следует выбрать место между северо-востоком и востоком, а для Шеши - между западом и юго-западом.

Шарики и бутоны цветов надлежит разместить рядом с жертвенником или на его стенках, если позволяет их ширина. Двигаться нужно начиная с восточного направления по часовой стрелке, как показано на следующей схеме:

Молитвы для поклонения повелителям сторон:

  1. ом индрfйа намаp
  2. ом агнайе намаp
  3. ом йамfйа намаp
  4. оv нирhтайе намаp
  5. оv варуyfйа намаp
  6. оv вfйаве намаp
  7. оv сомfйа намаp
  8. оv bofнfйа намаp
  9. оv брахмаyе намаp
  10. оv oеifйа намаp

В завершении нужно произнести мантру:

ом агнайе намаp ом fтмане намаp

Вместо рисовых шариков и бутонов цветов в качестве даров можно использовать и другие подношения из натуральных молочных продуктов или сладостей.


Подношение главным божествам

Чтобы главные божества простили жрецу все допущенные при совершении ритуала оплошности и ошибки, следует провести небольшой ритуал ублаготворения их. При этом в огонь с помощью ковшичка или ложки с длинной ручкой вливают топлёное масло, произнося при этом такие мантры:

Для подношения Брахме

оv праджfпатайе свfхf праджfпатайа идаv на мама

Пусть это приношение будет для прародителя всех живых существ! Для тебя это, прародитель, не для меня.

Для подношения Индре

оv индрfйа свfхf индрfйедаv на мама

Пусть это приношение будет для Индры! Для тебя это, Индра, не для меня.

Для подношения Агни

ом агнайе свfхf агнайа идаv на мама

Пусть это приношение будет для Агни! Для тебя это, Агни, не для меня.

Для подношения Соме

ом сомfйа свfхf cомfйедаv идаv на мама

Пусть это приношение будет для Сомы! Для тебя это, Сома, не для меня.

Молитва Брахме об искуплении за все возможные ошибки

fрамбха прабхhти этат кiаyа парйантаv мадхйе саvбхfвита доiа прfйаoчиттfртхаv сарва прfйаoчиттаv хоiйfми оv бхeр бхуваp суваp свfхf праджfпатайа идаv на мама

Пусть начиная с этого мгновения и до конца проведения ритуала, все допущенные мною ошибки и погрешности будут полностью искуплены подношением, которое я сейчас сделаю. Тебе, олицетворение земли, пространства и небес это подношение! Для тебя это, прародитель, не для меня.

Ещё одна мантра из Яджур-веды призвана сосредоточить свои помыслы на высшем духовном начале и посвятить ему всю свою деятельность:

оv fрдраv джвалати джйотир ахам асми джйотир джвалати брахмfхам асми йо 'хам асми брахмfхам асми ахам асми брахмfхам асми ахам эвfхаv мfv джухоми свfхf

Тот Высший Свет, наполняющий собой проявленный мир, который подобен пропитанному этим светом прорастающему семени — я и есть эт от Высший Свет. Я тот высший свет Брахмана, который сияет как сокровенная сущность всего. В действительности я тот бесконечный Брахман. Теперь я действительно тот Брахман, который является моей вечной природой. Поэтому я реализую это тождество, делая себя подношением огню бесконечного Брахмана, которым я всегда являюсь. Пусть это приношение будет идеально исполнено.

Яджур Веда. Тайттирия Араньяка. Книга 10. Анувака 1.67

Призывание божества Яджны

Яджна или жертвоприношение подразумевает предложение подношения божествам. Помимо общих повелителей сторон света и главных божеств, в ходе проведения ритуала жрец выбирает какое-либо особое божество, олицетворённую силу, в молитве к которой он устремляет свои помыслы, желания, намерения или благодарности.

Выбор главного божества Яджны зависит от разных факторов. Главным образом оно определяется исходя из целей и задач жертвоприношения. В зависимости от тех благ, которые желает получить жрец, он выбирает подходящее для этих целей божество. Также выбор может быть обусловлен религиозной традицией жреца или местом, где проводится жертвоприношение. Можно призывать на Яджну и нескольких божеств.

Если вы затрудняетесь с выбором нужного божества, то лучше всего использовать в качестве главного из них Вишну, так как большая часть священных текстов на санскрите отмечает его роль как повелителя всех жертвоприношений.

В ходе призывания божества используются специальные звуковые формулы, отражающие суть мощного магического инструмента заклинания. С помощью правильно произнесённой звуковой формулы можно непосредственным образом воздействовать на физическую реальность, изменяя её структуру и направляя тонкие нити судьбы в нужное направление. Здесь важно правильно совместить в своей практике искусство работы с графическими пентаклями, именуемыми Янтра, звуковыми заклинаниями, именуемыми Мантра, и искусства принятия правильной позы и взаимного расположения пальцев рук, что носит название Мудра. Более подробно все эти факторы будут рассмотрены в разделе Магические техники. А далее коснёмся только общих правил.

Общая формула для призывания любого божества на санскрите выглядит следующим образом:

ом имя божества в вин. падеже fвfхайfми
ом имя божества в дат. падеже идам fсанам

Можно использовать для призывания и формулу на родном языке. В таком случае она будет выглядеть так:

я призываю сюда имя божества
пусть имя божества займет это место.


Предложение подношений божеству Яджны

Цель Яджны заключается в том, чтобы сделать подношение божеству и инициировать процесс глубинной трансформации. В зависимости от выбора божества подношения ему могут различаться.

По умолчанию в ходе жертвоприношения используется жидкое топлёное масло и семена ячменя. Жрец обмакивает подношение в топлёном масле и предлагает его огню. Огонь в свою очередь трансформирует его в тонкую субстанцию и переносит божеству. Когда божество принимает подношение происходит магический процесс контакта с высшей силой. Божество дарует своё благословение и в результате этого происходят ощутимые изменения в сознании и в дальнейшем разворачивании событий реальности.

Если в качестве главного божества выбирается Агни, сам огонь, то в качестве подношения можно выбрать чистое топлёное масло, а также другие виды животных жиров, поскольку он сам очень любит струящийся в пламени жир.

Если в качестве главного божества выбирается Брахма, первый прародитель живых существ, то в качестве даров для него можно обойтись одной лишь декламацией гимнов и различных мантр, поскольку он является воплощением мудрости Вед. На примере этой разницы хорошо видно, как будут различаться подношения в зависимости от выбора главного божества Яджны.

Для достижения благотворных результатов общего характера, а также при сомнениях в выборе, стоит обратиться к Вишну, который согласно писаниям является повелителем всех жертвоприношений. В качестве даров для Вишну используют фрукты и овощи, а также блюда из вегетарианской пищи, приготовленные с использованием молочных продуктов. Всё это должно быть смочено топлёным маслом и предложено огню.

Остатки жертвенной пищи, оставшиеся после церемонии, называются прасадам, что в переводе означает милость и благосклонность. Их употребление является очень могущественным средством для очищения и возвышения своего сознания.

Очень важным в ходе предложения даров повторять священные формулы: мантры и заклинания. Некоторые гимны Вед сами по себе, даже без дополнительных подношений, способны приводить к результату, при их внимательном и чутком исполнении (подробнее об этом в разделе Магия). Однако прежде всего они служат дополнительным инструментом для умиротворения божества или вознесения ему молитвы.

Главная магическая формула заклинания, которую произносят в момент предложения подношения огню выглядит следующим образом:

ом имя божества в дат. падеже свfхf
ом имя божества в дат. падеже идам на мама

Можно использовать для призывания и формулу на родном языке. В таком случае она будет выглядеть так:

Пусть это приношение будет для имя божества!
Для тебя оно, имя божества, не для меня.

Все процедуры при работе с подношениями и жертвенным огнём жрец выполняет правой рукой.


Все описанные выше этапы работы с огнём нужны для того, чтобы создать подходящий жертвенник, возжечь на нём огонь и пригласить на него то божество, которому будут предназначаться подготовленные подношения. В ходе этой церемонии человек предлагает дары пламени огня, произнося особые формулы заклинания.

Сам по себе этот процесс оказывает очень благотворное воздействие на психику и быстро очищает все согрязнения в сознании. Однако в большинстве случаев люди обращаться к подобной практике, чтобы исполнить своё желание и попросить что-либо у высших сил для себя лично.

Если во время ритуала огненного жертвоприношения человек обращается к приглашённому божеству с просьбой, то получив дары это божество не смеет отказать ему в просьбе, и с течением времени, в зависимости от возможностей, которыми располагает наша судьба в данный момент, желаемое претворяется в жизнь.

При этом данный непривычный способ исполнения желания является самым безопасным и благотворным для человека. Все остальные попытки добиться в жизни своего неизбежно касаются загрязнения, связанного с причинением вреда и неудобства другим живым существам. Обращаясь напрямую к могущественным силам природы в лице полубогов, человек тем самым договаривается с ними на самом высоком уровне, из-за чего вся его дальнейшая деятельность по обретению желаемого становится санкционирована высшим разумом, и соответственно очищена от лишних негативных последствий его деятельности. Именно по этой причине всё обретаемое в ходе практики огненного жертвоприношения имеет более стабильную природу и не подвержено разрушению так, как полученное иными способами.

Для получения желаемого в ходе проведения ритуала достаточно мысленно сосредоточиться на своём желании. Когда ритуал приглашения божества завершён, божество невидимо присутствует на церемонии. Достаточно просто мысленно обратиться к нему с просьбой, подкрепив своё намерение направляемыми в огонь подношениями. Во момент чтения мантры для предложения даров нужно ещё раз мысленно сосредоточиться на своём желании. Если весь ритуал был проведён тщательно, то желание и дары будут приняты. Чтобы подкрепить его, можно совершить церемонию два или три раза.

Теперь можно более внимательно поговорить о роли духов предков в жизни и человека и важности проведения ритуалов для налаживания более интенсивной связи с ними.

души предков

Комментарии