Яджна

Очищение тела и ума

В цивилизованном обществе ариев большое внимание уделялось внутренней и внешней чистоте человека. Перед началом любого важного мероприятия в обязательном порядке проводились очистительные обряды и ритуалы, которых существовало довольно много разновидностей.

На сегодняшний день, несмотря на уровень развития комфорта и технологий, многие люди в том числе и в России, совершенно не уделяют никакого внимания данной теме. Естественным образом это приводит к тому, что они постепенно загрязняют себя, и всех своих близких. Это в свою очередь само по себе порождает множество ненужных сложностей и проблем в жизни. Чтобы восполнить пробел в этой сфере заний далее приводятся материалы, почерпнутые из обширного свода ведической литературы, которые позволят вам избавиться от накопившихся со временем загрязнений.

Что такое чистота?

Согласно многочисленным священным писаниям ведической эпохи, чистота является одной из четырёх основ, на которых опирается истинная религиозность. Наряду с правдивостью, милосердием и аскетизмом она является неотъемлемым условием для развития и духовного совершенствования человека.

Современное общество в погоне за чувственными наслаждениями, комфортом и простотой теряет свою связь с наследием предков. Люди в последнее время стараются всё больше заботиться о своём здоровье и повышать качество жизни, но не обращают никакого внимания на степень духовной грамотности и накопленного в результате опыта знания. По этой причине многие традиционные предписания воспринимаются ими как отжившие и уже не актуальные пережитки прошлого.

Чистота тела и сознания

Раньше в обществе считалось, что содержание своего тела и ума в чистоте — одно из важнейших условий для достижения успеха. При этом рассматривалась не столько грязь от пыли, пота, или соприкосновения с нечистотами, сколько осквернение самого сознания человека, проявляющегося на тонком уровне. Пренебрежение этими видами загрязнений приводит впоследствии к различного рода психическим и телесным заболеваниям.

Чтобы достичь максимального уровня чистоты, нужно свести к минимуму все основные причины загрязнения, встать на путь праведности и поддерживать в своём поведении высокий стандарт этики и нравственности. На пути духовного развития человека это неотъемлимое требование, которое включает отказ от лишнего насилия (и как следствие сознательный отказ от употребления в пищу убойной пищи), а также выработка правильного поведения, контроль над своей речью и мыслями.

Однако даже самый возвышенный человек не застрахован в своей жизни от случайных оплошностей, проявлений вспышек гнева или насилия, а также несознательного причинения вреда другим живым существам. Поэтому даже у него со временем будет накапливаться багаж оскверняющего его сознания загрязнения. С целью избавиться от подобного была разработана обширная система ритуалов, которые регулярно проводились для очищения ума и тела. Далее будет подробно рассказано о наиболее важных из них.

Очищение тела

Известная поговорка гласит, что тело является храмом и вместилищем души. В здоровом и чистом теле легче проявиться возвышенным качествам духа. Чтобы сократить лишнее количество ненужных заболеваний, следует прежде всего быть внимательным к вопросам гигиены, регулярно мыть руки и отверстия органов выделения на теле, а также держаться определённой дистанции при общении с людьми низкого социального статуса и культуры, особенно когда дело касается сексуальных контактов.


Питание

Как сказал когда-то Людвиг Фейербах, человек есть то, что он ест. Даже если мы будем содержать тело в исключительной чистоте и стараться избегать всех неблагоприятных контактов, что нередко можно наблюдать и у жителей больших мегаполисов, это всё равно не будет оказывать достаточного очищающего влияния на нас, пока мы продолжаем пренебрежительно относиться к тому, что едим.

При употреблении в пищу мяса убитой птицы, рыбы или домашнего скота, в теле накапливаются отравляющие вещества (токсины), способные привести к онкологическим заболеваниям и паталогиям в работе желудочно-кишечного тракта. Но гораздо более важным является загрязнение, которое содержит подобная пища на тонком уровне, принося с собой кармические последствия жестокого убийства животных. В некоторой степени этот вопрос пытаются решить в рамках традиции кошерной пищи для иудеев и халяльной для мусульман, поскольку при заготовке мяса используются специальные очистительные ритуалы. Также это в меньшей степени касается животных, которые добываются в ходе естественной охоты жителями крайнего севера и кочевниками скотоводами. Все последствия их жизнедеятельности существенно менее опасны, в силу их природной необходимости совершать приемлемое насилие для выживания в опасных условиях. Однако на сегодняшний день подавляющая часть жителей планеты проживает в больших городах с развитой системой снабжения. Если человек имеет возможность употреблять пищу, произведённую с наименьшим насилием, но при этом всё равно отдаёт предпочтение мясу, рыбе и птице, то последствия его выбора окажутся для него более тяжёлыми.

Опасные химикаты в пище

Сегодня в России в индустрии пищевого производства царит хаос, сравнимый с разгулом беззакония из середины 90-х. Многие продукты питания, в том числе такие, казалось бы, безвредные и безобидные как яблоки, картофель, помидоры, не говоря уж о молочной продукции, изготавливаются с использованием средств и технологий, убивающей всё живое и превращающей структуру продукта питания в опасную и вредную для здоровья. Все это отягощается повсеместным использованием технологий и материалов, вроде пластиков PVC, PS или PET, содержащих опасные химические соединения и канцерогены в составе своих присадок. Не меньшей бедой является сокращение числа здоровых пахотных угодий, широкое внедрение роботизации и электрификации производства. Это также приводит к увеличению пустых и безвкусных продуктов питания, которые не содержат в себе живительной силы природы (праны) и способствуют возникновению хронических заболеваний.

Мясоедение на фоне повсеместной химизации пищевого производства в России и за рубежом кажется не таким уж опасным для жизни. Тем не менее, не стоит забывать, что люди, регулярно употребляющие мясо, постепенно растрачивают запас накопленного ими в прошлом благочестия и постепенно отягощяют свою карму. Рано или поздно это принесёт свои плоды в виде заболеваний или насильственной смерти, даже если это произойдёт уже в другом теле. Чтобы понять, о чём идёт речь, я советую всем оценить масштаб варварского отношения к животным, который показан в фильме Шона Монсона Земляне.

Вся употребляемая нами пища впоследствии складывается в кирпичики нашего организма. Процесс обновления всех клеток тела занимает в среднем 7 лет. Это значит, что даже если вы встали на путь употребления чистой пищи, не связывая себя тяжкими кармическими последствиями, только по прошествии такого длительного периода времени вы сможете по-настоящему ощутить тот уровень чистоты, который утратили, питаясь очень вредной пищей. Только спустя 1, 2 или 3 цикла по 7 лет, когда весь ваш организм будет полностью перестроен на клеточном уровне (и не один раз), вы сможете получить доступ ко многим тонким уровням восприятия, к новым источникам знаний и в полной мере очиститесь от загрязнения убойной пищей.

Мясоедение

Чтобы постепенно выйти из заколдованного круга неблагоприятных факторов, вызванных употреблением в пищу загрязнённых продуктов, что приводит к целому спектру негативных последствий в нашей жизни, следует регулярно проводить комплексное очищение организма, а в перспективе вообще отказаться от опасной пищи промышленного производства, перейдя со временем на употребление в пищу только здоровых продуктов подсобного хозяйства, или же купленных на небольших домашних фермах и экопоселениях, где следят за натуральным кормом для животных и применяют не разрушающие окружающую природу методы земледелия и животноводства.

Освящение пищи

Пища, которую мы едим чаще всего производится кем-либо другим. Не всегда нам известно кто и как её изготавливал, сколько нарушений гигиены, моральных и нравственных законов было совершено при изготовлении. Не знаем мы и насколько сильно производитель мог испортить продукт с целью обогащения или сокращения себестоимости. Все эти и множество других факторов входят в энергетическую структуру продукта и попадают в наш организм, создавая новые цепочки кармических последствий.

По этой причине в обществе ведической культуры использовали практику освящения приготовленной пищи. Сегодня отголоски этих церемоний можно встретить в Непале, Тибете, Индии, на Шри Ланке и в других регионах юго-восточной Азии. Люди старались готовить свою еду в качестве подношения для божеств, а после процедуры предложения, вкушали освящённые остатки. Такая еда называлась Прасад. Считалось, что употребление в пищу освящённой еды способствует одухотворению сознания и очищению организма от вредных воздействий.

Прасад. Освящённая пища

В нашей стране последователи разных направлений индуизма придерживаются этой техники по сей день. В каждом из направлений могут различаться некоторые детали, но в целом процесс можно описать следующим образом.

Перед приготовлением пищи человек принимает омовение, одевает чистые одежды и тщательно убирает свою кухню, моёт полы, протирает столы и все поверхности. Далее он готовит на огне или без его участия различные блюда вегетарианской диеты с привлечением продуктов молочного производства. Во время приготовления пищу нельзя пробовать на вкус, не рекомендуется слишком пристально и с вожделением смотреть на неё или вдыхать ароматы. Человек изначально настраивает себя на то, что готовит еду не для себя, а для божества и потому старается придерживаться строгих правил чистоты.

Когда блюда приготовлены, их помещают в специальную посуду, из которой никто из членов семьи есть не имеет права кушать. Эта посуда используется исключительно для кормления божеств. Положив пищу на посуду, открывается домашний алтарь или перед установленным изображением божества человек расставляет блюда на подставке, подносе или небольшом столике. При открытии алтаря с целью пробудить божество и очистить пространство используется звон колокольчика. В момент приветствия можно прочитать благоприятные мантры, обращённые к божеству.

После того, как алтарь открыт, наделённый глубокой верой и преданностью поклонник проводит процедуру очищения тела с помощью воды, под названием Ачаман. Затем, произнося мантры своему духовному учителю, а также мантры, прославляющие божество, он предлагает ему снизойти в наш мир и вкусить приготовленное для него угощение. В этот момент он звенит колокольчиком, а также может использовать опахало или палочки благовоний, чтобы доставить ему дополнительное удовольствие.

Завершив процедуру такой нехитрый ритуал предложения, божеству дают в среднем 15 минут, чтобы принять подношение. На это время, если используется алтарь с дверцой или шторкой, она закрывается, чтобы не мешать ему принимать пищу. В некоторых традициях пища может просто размещаться у ног божества и освящаться.

По прошествии времени, необходимого для принятия пищи, божество вновь будят звуком колокольчика, благодарят за оказанную милость и забирают с алтарая остатки приготовленной еды. Эти остатки называются маха-прасад, что значит самый могущественный прасад, а всё приготовленное в кастрюле и другой таре считается обычной освящённой пищей. Чтобы почтить гостей или других уважаемых личностей, им могут предложить часть еды, которая лежала на самом алтаре. Это считается большой честью.

По завершении ритуала всё убирается и моется, а остатки пищи на подносе и в кухонной утвари используются для непосредственного употребления. Вкушая таким образом освящённую пищу, человек со временем очищается от всех негативных загрязнений, а предложенная божеству пища очищается от всех негативных последствий и факторов на тонком энергетическом уровне и приобретает новую структуру, становясь более здоровой и полезной.

Если вы не принадлежите ни к одной восточной религиозной традиции, вы всё равно можете использовать подобный метод для очищения пищи. Для этого соблюдайте правила чистоты при приготовлении, а затем прочитайте молитву вашему божеству с просьбой очистить пищу от негативных факторов производства и поблагодарить за возможность её вкушать.

В вайшнавской традиции при предложении еды используют молитву к духовному учителю и стихи, прославляющие Вишну. Вы можете использовать следующую мантру, обращённую к 12 великим учителям махаджанам, которые считаются духовными наставниками всего человечества:

намас тубхйаv бхагавате нfрfйаyfйа рiайе праofнтfйа нарfйа ча дхbрfйа ванавfсине

намаp хаvсавfханfйа брахмаyе чfдикавайе oрb кумfребхйаp сиддхебхйаp пуyйа локfйа oамбхаве

нfрадfйа намо 'сту те ведавйfсfйа сfдхаве намаp oукfйа гураве свайамбхувfйа манаве

прахлfдfйа балайе ча oрb йамfйа намо 'сту те джанакfйа капилfйа намо бхbiмfйа видвате

В качестве мантры для Вишну, можно произнести такую молитву, которая прославляет основные его 10 воплощений, описанные в пуранах:

намо буддхfйа кeрмfйа намо матсйfйа калкайе намо виiyу локадfйа намаp парвата вfсине

вfманfйа ча йаджtfйа вfсудевfйа виiyаве дханвантарайе oеifйа намо мохинb рeпиyе

намо нама hiабхfйа хайагрbвfйа пhтхаве даттатрейfйа хаvсfйа варfхfйа мурfрайе

намаp кfруyйа рeпfйа мeлfйа парамеinхине намаo чидамбарfйа ча тамогхнfйа таттвавиде

намаp параoурfмfйа нhсиvхfйа бхайакhте намаp сарвато мукхfйа кfлfйа мhтйу мhтйаве

намо рагхутилакfйа рfджендрfйа сету кhте дханур дхарfйа рfмfйа нитйа йаувана мeртайе

нирмалfйа кеoавfйа дfмодарfйа сfкiиyе говиндfйа ча кhiyfйа халfйудхfйа намас те


Голодание

С древних времён люди обращались к системе голодания, чтобы дать возможность организму справиться с накопленными шлаками и вывести наружу последствия длительного отравления. Многие мистики древности рекомендовали стрессовые виды голоданий без еды на длительный срок, или на более короткий срок без воды и еды. Если организм зашлакован в сильной степени от употребления мяса и отравляющей химической продукции, эти техники могут быть весьма полезными, причём не только в физическом, но и в психическом отношении.

Стоит сказать несколько слов и по поводу такого метода очищения, как добровольная аскеза. Все кармические последствия употребления в пищу мяса оскверняют сознание человека также, как последствия насилия, грубости и любого причинения вреда окружающим. Даже варварская рубка леса или уничтожение растений несут в себе семена негативных последствий. Со временем, особенно для людей, проживающих в странах с материалистическим складом ума, уровень загрязения достигает такого ужасающего уровня, что люди получают совершенно заслуженные наборы неизлечимых болезней или даже насильственную смерть.

Однако остановить этот процесс можно добровольно приняв для себя своего рода искупительное страдание. Таким добровольным страданием и является аскеза. В ходе аскезы человек специально ограничивает себя или же помещает в условия, заставляющие его страдать. Со стороны это может показаться проявлением мазохизма, но в действительности имеет глубокий сакральный смысл. Не дожидаясь того момента, когда судьба заставит его расплачиваться за все совершённые им грехи, человек уже в этой жизни принимает на себя ряд очистительных испытаний, расплачиваясь таким образом за содеянное по своей воле до того, как его к этому станут принуждать обстоятельства. Так он избавляется от большого числа негативных последствий своих поступков, а кроме того в добавок к этому воспитывает внутри себя стойкость при контролировании своих чувств. Самым простым и доступным средством подобной аскезы является обычное голодание, или добровольный отказ от приема пищи.

При голодании тело переживает стресс и мозг в результате этого отдаёт команду максимальной внутренней мобилизации организма. Регулярные голодовки делают человека более довольным и счастливым, что сказывается на внутреннем ощущение комфортности жизни.

Голодание

Порфирий Корнеевич Иванов рекомендовал в разработанной им системе Детка делать еженедельные суточные голодания для поддержания тонуса и защитных сил на высоком уровне. Древняя традиция вайшнавов южной Индии использует другой метод, состоящий из однодневных голоданий с повторением в двухнедельный период. В отличие от П.К.Иванова они учитывают астрологические воздействия Луны на тела живых существ и привязаны к месячному движению малого небесного светила вокруг Земли.

Многочисленные истории из записанных в пуранах преданий повествуют о большой очищающей силе подобных постов, которые по названию порядкового номера лунного дня именуются Экадаши, что значит 11-й день. Как можно понять из названия, эти дни выпадают на 11 день после полнолуния или новолуния.

В разделе "Выбор времени" можно посмотреть готовый календарь с указанными в нём днями поста Экадаши на текущий месяц, расчитанные для московского региона нашей страны. Также в сети можно найти большое количество подробных описаний каждого из 24 дней Экадаши в году.

Мантра из Яджур-веды призвана сосредоточить свои помыслы на правильном понимании аскезы. Эту молитву можно произносить перед началом любого вида духовного аскетизма:

hтаv тапаp сатйаv тапаp oрутаv тапаp ofнтаv тапо дамас тапаp oамас тапо дfнаv тапо йаджtаv тапо бхeр бхуваp сувар брахма итад упfсва итат тапаp

Правильность — это аскетизм. Истина — это аскеза. Понимание писаний есть аскеза. Подчинение своих чувств есть аскетизм. Сдерживание тела с помощью таких средств, как пост, является аскезой. Воспитание миролюбивого нрава есть аскетизм. Дарить подарки без корыстных побуждений — это аскетизм. Поклонение – это аскеза. Верховный Брахман проявился как Три мира (земной, небесный и подземный). Медитируйте на Него. Это аскетизм по преимуществу.

Яджур Веда. Тайттирия Араньяка. Книга 10. Анувака 10.1
Снана. Полное омовение

Перед проведением ритуала жетвоприношения рекомендуется принять омовение и одеть чистые одежды.

Омовение в святых источниках именуется на санскрите снана. Считается, что окунание в воды священной реки или озера, а также в купелях рядом с источниками и родниками, способствует очищению на тонком психическом уровне.

Омовение

Поскольку в наших современных условиях не всегда есть возможность окунуться в святом источнике, не всегда это позволяет сделать здоровье, то стоит хотя бы принять душ в условиях обычной городской квартиры, или сходить в баню, если вы проживаете в сельской местности. Это следует сделать непосредственно перед тем, как приступить к ритуалу, обычно с утра. После этого следует одеть чистые постиранные и поглаженные одежды.

Притирания

В некоторых случаях, помимо омовения используют различные притирания. В состав жидкостей и мазей входят растения, которые сами по себе обладают магической силой. В наших широтах это может быть настойка веточек Можжевельника, отвар из травы Зверобоя, Чабреца, Полыни.

Эти травы способствуют правильному психическому настрою и кроме того их эфирные масла и запахи отпугивают низшие формы существ, а также создают невидимый энергетический щит вокруг жреца. В Индии традиционно используют для притирания смеси на основе масла сандалового дерева, а также листья Туласи.

Ачаман. Ритуал очищения водой

Вода считается одной из субстанций, которая не оскверняется, даже соединяясь с другими веществами. Этим пользуются в ритуалах омовения и для процедуры очищения тела путём окроплением его освящёнными каплями воды. Такая небольшая церемония называется на санскрите ачаман.

Для процедуры ачаман нужно заранее приготовить сосуд с чистой (желательно родниковой) водой и небольшую чашечку с маленькой ложечкой. В древних писаниях также сообщается, что вода в бронзовом, медном и серебряном сосуде лучше сохраняет свою чистоту.

Ритуал Ачаман

Во время процедуры жрец садится лицом на север или восток в чистом месте, можно на циновке. Ложечкой при помощи левой руки он зачерпывает небольшое количество воды из чашечки и помещает его у самого основания большого пальца на ладони, в том месте, которое на санскрите называется брахма-тиртха. При этом три пальца на правой ладони от указательного до безымянного соединяют вместе, а мизинец и большой палец держат отдельно. Священные писания пуран предписывают вылить содержимое ладони в рот, произнося при этом поочерёдно три мантры по одной за каждый приём:

  1. ом ачйутfйа намаp
  2. ом анантfйа намаp
  3. оv кеoавfйа намаp

После этого нужно сомкнуть губы и два раза протереть рот основанием большого пальца.

Когда эта процедура будет завершена, нужно очистить другие части тела прикосновением к ним пальцами правой руки. Делать это следует в таком порядке: сначала три раза выпить воду по методу, описанному выше, а затем коснуться одной из частей тела. После этого снова повторить трехразовое очищение и прикоснуться к следующей части тела. При этом произносятся такие мантры:

коснувшись глаз большим и указательным пальцем произнести:

оv мfдхавfйа намаp
оv говиндfйа намаp

коснувшись большим и безымянным пальцем левой и правой стороны носа произнести:

оv виiyаве намаp
оv мадхусeданfйа намаp

коснувшись большим пальцем правого уха произнести:

оv тривикрамfйа намаp

коснувшись мизинцем левого уха произнести:

оv вfманfйа намаp

коснувшись большим пальцем правого плеча произнести:

оv oрbдхарfйа намаp

коснувшись средним пальцем левого плеча произнести:

оv хhibкеofйа намаp

коснувшись пупка большим пальцем произнести:

оv падманfбхfйа намаp

коснувшись груди тремя пальцами (указательным, средним и безымянным) произнести:

оv нарfйаyfйа намаp

коснувшись головы всеми пальцами произнести:

оv дfмодарfйа намаp

Существует интересное предписание для более короткой процедуры ачаман. Её рекомендуется исполнять если по близости нет источника воды. В таком случае человек прикасается к кончику правого уха, в котором согласно древним писаниям сосредоточены все священные места паломничества, а затем к кончику носа, где обитает божество огня.

Ритуал Ачаман

Современному человеку все эти предписания могут показаться излишествами древнего церемониального общества, однако такие незначительные процедуры имеют важное магическое действие и кроме того их регулярное проведение приучает человека к чистоте и внутренней дисциплине. В древнем обществе Индии человек из высшей касты не мог представить себе даже обычное чихание, не говоря уже о более скверных действиях, которое не сопровождала бы церемония очищения ачаман.

В наше время мало кто может придерживаться таких строгих правил, однако перед началом процедуры огненного жертвоприношения будет очень благоприятно провести этот ритуал ачаман в полном виде.


Ритуал освящения частей тела

Практика очищения и освящения частей тела называется на санскрите ньяса. По своей сути это магическая техника и она не является обязательной для всех. Более подробно о ней будет рассказано в разделе Магические техники. Ниже приводится небольшой ритуал освящения частей тела непосредственно перед началом проведения обряда огненного жертвоприношения. Его рекомендуется выполнять после проведения обряда очищения водой Ачаман.

Прижмите безымянный палец к ладони слегка касаясь его верхней фалангой большого пальца.

Этот жест называется Агни мудра. Подробнее о магических жестах будет рассказно в разделе Магические техники.

После этого произнесите следующую мантру:

оv раv намаp пfрfйа кfлfналfтмане

Положите одну ладонь на другую накрест (Чакра мудра) и поднимите их на уровень головы. Затем произнесите следующую мантру:

оv намо бхагавате сударoанfйа

Далее нужно прикоснуться к частям тела и произнести следующие мантры.

прикоснувшись к стопам произнести:

оv лfv намаp парfйа сарвfтмане нfрfйаyfйа намаp

прикоснувшись к пупку произнести:

оv вfv намаp парfйа нивhттйfтмане анируддхfйа намаp

прикоснувшись к сердцу произнести:

оv рfv намаp парfйа виoвfтмане прадйумнfйа намаp

прикоснувшись к носу произнести:

оv йfv намаp парfйа пуруifтмане саuкарiанfйа намаp

прикоснувшись к голове произнести:

оv iауv намаp парfйа парамеinйfтмане вfсудевfйа намаp

После этого нужно сосредоточиться, остановив внутренний диалог и мысленно представить как физическое тело сгорает в огне, а на его месте образуется новое, чистое, духовное тело, сверкающее переливом золотого блеска. После этого прикоснуться к тем же частям тела в обратном порядке, повторяя те же мантры.


Молитва освящения души

Эта мантра читается перед началом любого важного мероприятия. В ней человек напоминает себе о том, что в действительности он является чистым сознанием и не имеет к физическому телу никакого отношения. На санскрите эта мантра звучит так:

ахам fтмf на дехо 'сми виiyу oеiо париграхаp там эва oараyаv прfптаv тат каиuкарйа чикbрiайf


Молитва посвящения деятельности

В этой молитве человек напоминает себе, что все действия совершаются не им самим, как может показаться, а высшим разумом. В сущности всё совершается взаимодействием энергий, которые находятся под управлением повелителя всех энергий (в разных традициях он носит различные имена). Именно он направляет все наши действия, а потому и последствия их предназначаются именно ему. Поэтому его называют в этой молитве единственным наслаждающимся плодами любой деятельности.

Эти мантры входят в состав известной вайшнавской молитвы, составленной в древности царём Кулакшекхаром. Вся его молитва целиком носит название Мукунда-мала стотра.

Мантра отречения от совершения деятельности:

йат кhтаv йат кариiйfми тат сарваv на майf кhтам твайf кhтаv ту пхала бхук твам эва пуруiоттама

Мантра посвящения всей своей деятельности повелителю энергий:

кfйена вfчf манасендрийаир вf буддхйfтманf вf пракhтеp свабхfвfт кароми йад йат сакалаv парасмаи нfрfйаyайети самарпайfми

Очищение пространства

Перед началом проведения ритуала рекомендуется выполнить очищение пространства, а также используемых инструментов. Далее в краткой форме описаны основные процедуры так, как они даются в наиболее широко разработанной системе ведических писаний.


Ритуал очищение водой

Ритуал очищения водой рекомендуется исполнить до того, как проводить церемонию Ачаман. После проведения церемонии ачаман также можно проводить этот небольшой ритуал. Его суть заключается в том, что произнося особые мантры мы как бы "заряжаем" воду новой энергией, которая будет использоваться в дальнейшем при проведении обряда.

В самом начале нужно приготовить чистую родниковую воду в медном, бронзовом или серебряном кувшине (за неимением можно использовать и другие материалы, но эти считаются наиболее благоприятными). Затем следует произнести над ним следующую мантру:

оv бхагавfн павитраv вfсудеваp павитраv тат пfдау павитраv тат пfдодакаv павитраv oата дхfраv сахасра дхfраv апаримита дхfраv аччхидраv ариinам акiаййам анантам апаримитаv парамаv павитраv бхагавfн вfсудеваp пунfту

После этого нужно коснуться воды средним пальцем правой руки и произнести мантру:

гаuге ча йамуне чаива годfвари сарасвати нармаде синдху кfвери джале 'смин саннидхиv куру

пуiкарfдйfни тbртхfни гаuгfдйfс саритас татхf fйанту лока ofнтйfртхаv дурита кiайа кfракfp

апавитраp павитро вf сарвfвастхаv гато 'пи вf йаp смарет пуylарикfкiаv са бfхйfбхйантараo oучиp

Ритуал очищения места сидения

После того, как вода в сосудах была очищена произнесением священных мантр, жрец обрызгивает ею землю в том месте, где собирается сидеть для проведения ритуала жертвоприношения. При этом следует произносить такую мантру очищения земли:

пhтхиви твайf дхhтfлока девb твам виiyунf дхhтf твам ча дхfрайа мfм девb павитрам куру чfсанам

Очищение колокольчиком

Для того, чтобы неблагоприятные и зловредные существа покинули пространство вокруг, жрец использует небольшой колокольчик, который желательно изготовить из специального колокольного сплава. Все нечистые существа невидимого мира не переносят пронзительный звук удара колоколов, поэтому данную практику издревле использовали люди для очищения пространства вокруг себя. Эффект можно усилить, если во время процедуры повторять такую мантру:

оv кiрbv джагад дхвани мантре мfтре свfхf fгамартанту девfнfм гаманfртхан ту рfкiасfм сарва бхeта хитfртхfйа гхаynа нfдам кармомйахам

Использование цветов и благовоний

Для привлечения божественных существ рекомендуется использовать во время ритуала благовония и ароматные, приятно пахнущие цветы. Все эти средства также можно использовать в качестве подношения.

Ритуал очищения сторон света

После того как все описанные выше процедуры завершены можно провести небольшой ритуал очищения сторон света. Для этого хорошо использовать колокольчик и дымящуюся палочку благовоний, желательно из натуральных ингредиентов. Разложенные ароматные цветы могут улучшить качество ритуала.

Когда все эти предметы находятся под рукой, следует взять колокольчик в правую руку, и слегка позванивая в него, произнести мантру из Яджур веды, обращаясь ко всем сторонам света:

прfчйfv диoи девf hтвиджо мfрджайантfv | дакiиyfйfм диoи мfсfp питаро мfрджайантfм | пратbчйfv диoи гhхfp паoаво мfрджайантfм | удbчйfv диoйfпа оiадхайо ванас патайо мfрджайантfм | eрдхвfйfv диoи йаджtаp саvватсаро йаджtа патир мfрджайантfм

Яджур веда. Тайттирия самхита 1.6.5

Дыхательные упражнения

Огромное значение на востоке для управления движением мыслей и вообще любых колебаний в уме, играла роль владения техникой правильного дыхания. Среди мистиков всегда считалось, что контролируя потоки воздуха, человек способен обуздать в себе силу живительной энергии прану и подчинить необузданный ум. Отсюда появилось и название этой науки — Пранаяма. С помощью техник Пранаямы можно сбалансировать потоки жизненной энергии в теле и очистить их. Когда энергия движется по чистому каналу, тело наполняется живительной силой, а ум очищается и одухотворяется.

Однако более важным в этой технике является контроль и подчинение своей воле всей ментальной, мыслительной или умственной деятельности. Наши предки полагали, что внутренние движения ума непосредственным образом связаны с движением воздушных потоков в нашем теле, поэтому обуздывая потоки воздуха можно взять под контроль свою мысль и всю психическую силу.

В этом не сложно убедиться, если внимательно понаблюдать за тем, как человек задерживает дыхание, когда хочет затаиться, или наоборот, делает интенсивные вдохи и выдохи, если охвачен гневом или страстью.

Далее можно ознакомиться с подробным описанием одной из техник пранаяма, используемой для очищения каналов энергетических потоков в теле.

Для начала нужно представить себе как расположены основные энергетические каналы в теле.

Центральный канал небесно-голубого цвета проходит по центру позвоночника и называется Сушумна. Толщина этого канала равна толщине большого пальца руки. Канал, расположенный с левой стороны от него имеет красный цвет и называется Ида. Канал, расположенный с правой стороны от центрального имеет белый цвет и называется Пингала. Толщина этих каналов примерно равна толщине мизинца.

Нужно сесть на твёрдую поверхность, скрестив ноги. Позвоночник должен быть полностью выпрямлен и расправлен. Грудная клетка расправлена, локти слегка разведены. Руки чуть прижимаются к животу на четыре пальца ниже пупка и повёрнуты ладонями кверху. Пальцы левой руки расположены на пальцах правой руки, а большие пальцы соединены в кончиках. Этот жест способствует усилению равновесия. Немного опустив подбородок можно чуть растянуть заднюю сторону шеи. Глаза можно закрыть, чтобы легче было сконцентрироваться.

Дальше необходимо поработать с визуализацией. Это крайне важно для выполнения очистительной техники. Нужно представить себе, как внутри вашего тела проходят описанные выше три энергетических канала. Центральный канал небесно-голубого цвета начинается в нижней части туловища и выходит на макушке. Правый и левый каналы белого и красного цвета начинаются у основания голубого канала и выходят наружу из правой и левой ноздри. Нужно представить как по этим каналам циркулирует живительная сила.

Очищение женского канала

Сделайте глубокий выдох. Перекройте отверстие левой ноздри прикоснувшись к ней безымянным пальцем левой руки. Как можно медленнее вдыхайте воздух через правую ноздрю и представляйте себе, как живительная сила прана входит через нос и спускается по правому белому каналу вниз в точку соединения с другими каналами. Немного задержите дыхание и представьте, как золотистая энергия сконцентрировалась и зажглась светом в нижней точке соединения.

После этого прикройте правую ноздрю безымянным пальцем правой руки и медленно выдыхайте воздух через левую ноздрю. Представляйте, как чистая энергия из области соединения каналов поднимается по левому, красному каналу вверх, проходя через все энергетический центры (чакры), и затем, выходя наружу из левой ноздри, уносит с собой все загрязнения. Представьте, как подобно струе воды под напором в шланге, вы прочищаете этот канал изнутри, он становится чистым и переливается, как грани сверкающего рубина.

Очень важно во время прочитстки левого женского канала представлять, визулизировать процесс очищения на более тонком уровне. Основными видами загрязнений здесь являются: повышенная эмоциональность, неуравновешенность, излишняя привязанность к кому-либо или чему-либо, истеричность. Во время медитации представляйте себе как все загрязнения канала уходят вместе с этими негативными проявлениями.

Очищение мужского канала

Сделайте глубокий выдох. Перекройте отверстие правой ноздри прикоснувшись к ней безымянным пальцем правой руки. Как можно медленнее вдыхайте воздух через левую ноздрю и представляйте себе, как живительная сила прана входит через нос и спускается по правому красному каналу вниз в точку соединения с другими каналами. Немного задержите дыхание и представьте, как золотистая энергия сконцентрировалась и зажглась светом в нижней точке соединения.

После этого прикройте левую ноздрю безымянным пальцем левой руки и медленно выдыхайте воздух через правую ноздрю. Очень важно при этом представить, как чистая энергия из области соединения каналов поднимается по правому, белому каналу вверх, проходя через все центры сплетений и выходит наружу из правой ноздри, вынося наружу все скопившиеся в нём загрязнения. Представьте, как белый канал прочищается изнутри и сверкает подобно снегу в морозный солнечный день.

Во время прочитстки правого мужского канала также крайне важно представлять как идёт процесс очищения на более тонком уровне. Основными видами загрязнений в этом канале являются: агрессивность, насилие, грубость и жестокость, властное доминирование и подавление других, неспособность видеть и признавать свои ошибки, излишняя самоуверенность. Во время медитации представляйте себе как все загрязнения канала уходят вместе с этими негативными проявлениями.

Очищение центрального канала

Сделайте глубокий выдох. Начинайте медленно вдыхать воздух через обе ноздри. Представье, как золотистаяпрана входит в ваш нос, затем движется по правому и белому каналам вниз в точку их соединения. Когда лёгкие набрали воздуха, сделайте небольшую задержку дыхания кумбхака и представьте, как энергия двух каналов сливается в золотистый, сверкающий шар, излучающий тепло. Затем начинайте медленно выдыхать воздух через обе ноздри, представляя, как этот шар движется вверх по центральному голубому каналу и выносит наружу через макушку все загрязнения.

В качестве медитации очищения центрального канала, представляйте, как с выходом загрязнений от основания канала к его макушке очищается ствол небесно-голубого цвета, а вместе с тем из вашего тела выходят все заблуждения, сомнения, ложные ошибочные представления и невежество, отсуствие знания и понимания.

Интенсивное дыхание. Метод Капала-бхати

Ещё один мощный способ интенсивной прочистки каналов называется Капала-бхати, что в переводе с санскрита означает озарение или просветление черепа. Для этого упражнения нужно делать глубокий вдох с участием диафрагмы и мышцы живота, а затем, после того как лёгкие будут наполнены до конца, резко и быстро выдыхать воздух, делая такой же глубокий выдох.

Такое упражнением с вдохом и резким выдохом без задержек считается одним циклом. Выполнение от 10 до 30 циклов наполняет тело праной и резко изменяет содержание кислорода в крови, что почти мгновенно отражается на работе головного мозга. Возникает эффект похожий на головокружение, интенсифицируются электрические колебания между стенками нейронов головного мозга.

Пранаяма

Чтобы усилить ощущение от сдвига в сознании, можно по завершении нескольких циклов, поскольку кровь уже наполнилась в достаточной степени кислородом, сделать длительную задержку дыхания кумбхака. После очередного цикла, нужно набрать достаточное количество воздуха в лёгкие и удерживать его, не выдыхая. В результате тренировок время задержки можно постепенно увеличивать.

Когда после предварительно выполненного упражения Капала-бхати производится длительная задержка дыхания, легче всего полностью остановить мыслительный поток и усилить концентрацию на одном объекте. Часто выполняя это упражнение можно начать замечать, что после остановки дыхания умственная работа также теряет свою активность, подтверждая наблюдение йогов и аскетов прошлого о том, что между ними существует непосредственная связь.

Собственно остановка движения мыслей и является главной целью исполнения всех дыхательных упражнений. По мнению автора йога-сутр Патанджали, устранение всех производных форм деятельности ума и есть истинная йога. Когда ум очищается от всех созданных в нашем сознании форм, мы приближаемся к точке, из которой можем увидеть свою истинную природу.

Описанные выше дыхательные техники позволяют привести ум в более спокойное состояние. Они очищают каналы, по которым циркулирует жизненная энергия прана, а регулярная медитация, созерцание и остановка мыслительного процесса, постоянного внутреннего диалога, озаряет сознание и одухотворяет его. Кроме всего прочего эти упражнения очень полезны для работы головного мозга, улучшая работу электрических колебаний между миллиардами нервных клеток, развивая быстроту реакции и углубляя память.

Джапа. Мантра медитация

Джапа. Мантра медитация

Ещё одна очень распространённая на востоке практика для очищения ума называется Джапа, от санскритского корня √ джап со значением повторять, шептать, бормотать. Суть этой методики в том, чтобы постоянно повторять на чётках небольшую короткую молитву.

В православной традиции есть схожая техника, связанная с непрестанным повторением Иисусовой молитвы. Многие святые и подвижники прошлого, в том числе и Серафим Саровский, многократно свидетельствовали об очень благотворном воздействии данной практики на ум человека.

В различных традициях для повторения выбирают совершенно разные мантры. Как правило они содержат в себе имя божества, постоянно обращаясь к которому человек постепенно одухотворяет свой ум.

В вайшнавской традиции направления гаудиа-сампрадаи используют мантру Харе Кришна. В северном буддизме в качестве джапы часто используется короткая молитва богине Зелёной и Белой Таре, которая является покровителем народа Тибета.

Согласно древнейшему буддийскому тексту Праджна Парамита Хридая сутра, полученному святым Арджуной от расы подводных обитателей Нагов, наиболее возвышенной мантрой для повторения считается молитва, обращённая к получившим духовное прозрение и ушедшим на самый высокий уровень творения личностям. Её текст выглядит так:

оv гате гате пfрагате пfрасаvгате бодхи свfхf

Правильное общение

Сегодня человек западного общества, одурманенный богатством и техническими достижениями, крайне мало внимания уделяет кругу своего общения. Но на востоке издревле понимали, что общение с плохим или хорошим человеком может оказывать разрушающее или, наоборот, исцеляющее воздействие на сознание.

Плохая компания

Чтобы поддерживать высокий уровень чистоты, люди избегали неблагоприятного общения с людьми, обладающими нечистыми намерениями. К числу таких людей относятся те, кто не слишком разборчив в своих половых связях, слишком привязан к сексуальным удовольствиям, склонен к азартным играм и приему алкоголя, наркотиков и всех прочих видов интоксикаций (включая курение табака и травки). Старались избегать общения с мясниками, людьми жестоких и варварских профессий, которые вынуждены зарабатывать себе на жизнь убийством других живых существ. К нечистым людям относились жулики и мошенники, бандиты и все, кто преступил закон, но в большей степени люди атеистического склада ума, которые не принимают для себя в жизни никаких регулирующих правил и норм, как говорил у нас на Руси: люди без царя в голове. Все личности с выраженной алчностью, жадностью и неуёмным желанием обогащения очень осквернены разрушающим их сознание вожделением. На таких людей, как правило, никогда не стоит полагаться, потому что они легко могут предать, соврать или подставить вас. Избегали в общении и представителей низкого социального статуса, женщин и юношей, занимающихся проституцией, справедливо полагая, что эти люди также не будут блистать высокими моральными нормами и стандартами чистоты.

Вместе с этим, стремящиеся к духовному развитию, регулярно совершали паломничество по удалённым обителям отшельников, по монастырям и древним храмам. В ходе подобных путешествий им выпадала редкая возможность встретить возвышенных и отречённых от мирской суеты подвижников.

У нас в стране в конце 19 века также совершенно самопроизвольно образовался подобный институт старцев, центром которого считалась Оптина пусть на реке Жиздра в Калужской губернии. Общение с чистыми и возвышенными людьми, отказавшимися от благ семейной жизни и посвятивших себя аскетическим подвигам, погружению в интенсивную духовную практику, помогало людям справиться с накопившими неразрешимыми трудностями в жизни и выйти из тупиковых ситуаций.

В некоторых странах, как например в Тайланде, до нынешних дней сохранился обычай проживать некоторое время в монастыре перед тем как перейти к новому укладу в жизни: перед свадьбой, после рождения ребёнка, или же перед ответственным событием в жизни. В ходе проживания там среди монахов обычный мирской человек занимается духовной практикой, добровольно ограничивает себя в удовольствиях, общается с духовными наставниками и принимает обеты. Но спустя некоторое время оставляет обитель и вновь возвращается к обычной жизни.

Лесной отшельник

Конечно, сегодня даже в монастырях можно встретить разгул страстей, стяжательство и разврат. Поэтому такие священные книги как Махабхарата, Рамаяна, Бхагавата пурана подробно описывают качества тех людей, к общению с которыми нужно стремиться. Они должны быть спокойными и умиротворёнными, их не должна привлекать обычная мирская жизнь, наполненная чувственными наслаждениями. Они обычно посвящают много времени молитве, медитации и уединению. Они остаются спокойными, даже когда им причиняют боль, наносят обиду или вредят их имуществу. Почти ничего вокруг не выводит их из равновесия. Они неизменно благожелательны ко всем живым существам, заботятся не только о людях, но также о животных и растениях. Они излучают свет и при общении с ними на душе становится легко и свободно. Именно к таким людям и следует обратиться за помощью в трудной жизненной ситуации. Но не следует злоупотреблять этим доверием, поскольку отшельники удаляются от мирской жизни именно для того, чтобы больше времени посвящать аскезам и уединению.

Благотворные размышления

Вся наша мыслительная деятельность откладывает свой отпечаток на сознание. Если постоянно размышлять о негативных вещах, или же регулярно посылать в адрес кого-либо злые импульсы, испытывать чувства гнева, ненависти, агрессии, то все эти они не только достигнут получателя, но в той же степени окажут сильное разрушающее воздействие и на самого отправителя.

По этой причине великие мыслители прошлого настоятельно рекомендовали людям внимательно следить не только за совершаемыми поступками, но даже в большей степени за тем, какие мысли живут и плодятся в их голове.

Благотворные размышления

Мозг человека устроен таким образом, что всё воспринимаемое нами оцифровывается из получаемых сигналов и преобразуется в некую ощущаемую нами реальность, хотя на самом деле она имеет совсем мало общего с настоящей и ей больше подходит термин виртуальная.

Великие аскеты, подвижники и стяжатели духовной мудрости прошлого, очень хорошо понимали относительную природу всего, что мы воспринимаем. Они уделяли больше внимания тому внутреннему миру, где мы создаём и окрашиваем в различные цвета окружающие нас явления, наполняя их своим видением и смыслом. От того, как именно мы смотрим на мир, будет зависеть и то, каким он покажется нам и какое суждение о нём мы вынесем из своего опыта. Если смотреть на него через призму своего негативного мышления, он будет казаться злым и неблагодарным. Если обозревать окружающее духовным зрением, свободным от всех форм осквернения, он покажется божественным.

Чтобы видеть вокруг больше света, радости и тепла, чтобы привлекать к себе хороших людей, удачные ситуации, успех и процветание, нужно научиться следить за чистотой всего, что мы думаем и переживаем. Нужно по-возможности стараться избегать любого негативного мышления, потому что в сущности от него нет никакой пользы, ведь оно лишь отражает степень нашего упадка и загрязнения. Все ситуации, которые происходят с нами в жизни даются нам для благой цели получить опыт и приблизить час нашего духовного преображения, поэтому они не могут и не должны восприниматься человеком исключительно негативно. Научившись таким образом смотреть на мир, обуздав свой ум и чувства, человек может очень быстро достичь всех своих целей.


Хорошим средством для очищения ума является регулярное слушание благих повествований из такой священной книги востока, как Бхагавата Пурана. Она включает в себя множество историй о различных воплощениях Вишну, а также о том, как Вишну общается с обитателями нашей планеты и покровительствует своим возлюбленным поклонникам. Книга наполнена интересными историями из древней жизни арийского общества, изобилует яркими психологическими портретами, увлекательными сюжетами. Всё это оказывается насквозь пронизанным глубокой философией настоящих отрешённых от мира мыслителей и подвижников, которые делятся со слушателями на её страницах своим удивительным опытом, нестандартным взглядом на привычные нам мирские трудности и испытания. Бхагавата Пурана учит духовной грамоте и вместе с этим незаметно очищает человека, устраняя все накопленные в нём загрязнения и негативные кармические реакции.

Шримад Бхагаватам

В действительности, это даже не просто книга, а некое странное и мистическое произведение. Одно лишь прикосновение к нему создаёт глубокие предпосылки для настоящей духовной трансформации человека. Простое слушание содержащихся в ней историй способно оказать самое могущественное воздействие, сравнимое с проведением многих ритуалов огненного жертвоприношения. Поэтому всего лишь слушанием Шримад Бхагаватам можно заменить все возможные обряды и церемонии Яджны. Это самая большая и сокровенная тайна об этой книге.

Более семи лет я посвятил изучению Бхагавата Пураны и созданию аудиокниг на её основе, которые правильнее назвать "аудио программами" для духовного исцеления человека. Работа проводилась мною с 2009 по 2016 годы, но не была в полной мере завершена. На момент закрытия проекта объём записанного материала составил более 134 часов (в предлагаемой ниже редакции общее время звучания составляет около 60 часов, поскольку оттуда были удалены комментарии А.Ч.Бхактиведанта Свами). Этого вполне достаточно, чтобы ощутить на себе очищающее и благотворное воздействие этого произведения.

По ссылке, размещённой ниже вы можете перейти на страницу проекта и скачать все записанные на данный момент истории из Шримад Бхагаватам.

Бхагаватам
Рекомендуемые материалы:

После знакомства с эти разделом можно приступать к непосредственной работе со стихией огня. Как правильно построить жертвенник и провести церемонию огненного жертвоприношения рассказывается в разделе:

работа с огнём

Комментарии