Шуддха

Мантры и гимны

Для эффективного очищения достаточно уметь управлять своим сознанием посредством контроля над мыслями и намерением. В том случае, когда человек не достиг такого мастерства, он может воспользоваться косвенными методами очищения, через воздействие на мысль путем повторения звуковых кодов или заклинаний. Эта техника получила на востоке название мантра медитации.

Словно мантра происходит из двух санскритских источников, одно из которых указывает на ум (манас), а другое опирается на древний корень √ тg со значением пересекать, преодолевать, превозмогать. Таким образом это слово указывает на средство для преодоления чего-либо в уме, или для выхода за пределы его ограничений.

Большая часть священных мантр на санскрите пришла к нам из свода священных текстов ариев, куда входят гимны Ригведы, Яджурведы, Самаведы и заклинания из раздела Атхарваведы. Многим из них исполнилась уже не одна тысяча лет, но традиция сочинять гимны продолжилась и после ухода в прошлое древней арийской цивилизации. С наступлением новой эры в Индии рождалось много талантливых поэтов, которые составляли красивые гимны во славу богам, на тамильском, бенгальском и санскритском языке, которые по праву можно считать жемчужинами поэзии. Некоторую часть из них выложили в сеть интернет и сделали доступной для всех жителей планеты на сайте sanskritdocuments.org.

Мантры оказывают мощный очищающий эффект на сознание. Это может проверить любой, кто попробует данную практику на себе. Единственная проблема возникает из-за того, что большинство пытается использовать её, совершенно не разбираясь ни в санскрите и его произношении, ни в переводе текстов, представляя их как некие экзотические заклинания. С таким же успехом мы можем применять и любую тарабарщину, что во многом практиковалось на Руси вплоть до наступления 20 века (подробнее см. в книге земского доктора Эдуарда Заленского).

Однако санскрит сам по себе не является каким-то особенным и священным, чаще всего такие представления представляют собой очередные суеверия, мифы и предрассудки невежественных обывателей. В русской культуре также сохранилось немало древних заговоров и заклинаний, которые можно применять с таким же успехом. Многие из них представляют большой интерес с точки зрения народной поэзии и культуры.

Я лично применяют гимны на санскрите по двум причинам: во-первых, они намного древнее заговоров, составленных на русском, а следовательно, ближе к общему для наших языков древнему лингвистическому коду. Во-вторых, они просто нравятся мне потому, что очень красиво звучат, имеют в основе прекрасную лирику и поэзию. Однако, если вы не чувствуете подобного пристрастия именно к санскриту, то вполне можете использовать и любые другие языки. Чем древнее будет такой язык, чем старше мантра или заклинание на нем, тем больший эффект получится от повторения или пения.

Далее будет подробнее рассказано об альтернативных методах использования мантр, а также размещены ссылки на некоторые наиболее могущественные гимны на санскрите, которые впервые стали доступными в русской транслитерации.

Джапа. Мантра медитация

Джапа. Мантра медитация

Очень распространённая на востоке практика для очищения ума называется Джапа, от санскритского корня √ джап со значением повторять, шептать, бормотать. Суть этой методики в том, чтобы постоянно повторять на чётках небольшую короткую молитву.

В православной традиции есть схожая техника, связанная с непрестанным повторением Иисусовой молитвы. Многие святые и подвижники прошлого, в том числе Серафим Саровский, многократно говорили об очень благотворном воздействии данной практики на ум и сознание человека.

В различных традициях для повторения выбирают совершенно разные мантры. Как правило они содержат в себе имя божества, постоянно обращаясь к которому человек постепенно одухотворяет свой ум.

В вайшнавской традиции направления гаудиа-сампрадаи используют мантру Харе Кришна. В северном буддизме в качестве джапы часто используется короткая молитва богине Зелёной и Белой Таре, которая является покровителем народа Тибета.

Согласно древнейшему буддийскому тексту Праджна Парамита Хридая сутра, полученному святым Арджуной от расы змееподобных существ Нагов, наиболее возвышенной мантрой для повторения считается мантра, обращённая ко всем святым, получившим духовное прозрение и ушедшим на самый высокий уровень творения. Её текст выглядит так:

оv гате гате пfрагате пfрасаvгате бодхи свfхf

Гимны Агни

Традиционно, процесс активации духовной природы сознания выполняется посредством воспевания гимнов, посвящённых богу огня, Агни. Огонь символизирует семя божественности внутри нас, а также является самым быстрым и доступным посланником или посредником между видимым миром и небесным царством. Наиболее сильными являются следующие гимны Агни из Ригведы:

Гимны Вишвадевам, управителям вселенной

Чтобы уменшить силу воздействия демонической природы внутри себя, в окружающих живых существах и в управляющих силах космического масштаба, а также с целью призвать силы справедливости, добра, любви и гармонии, рекомендуется использовать гимны для пробуждения силы богов (адитьев), а также космические силы света. Наиболее могущественные из них такие:

Гимны Шиве

Гимны Рудре из Яджурведы традиционно воспевают чтобы уменьшить силу разрушительного влияния Шивы, чтобы снискать его милость и получить поддержку на пути обретения знания. Ниже приводятся лишь наиболее значимые из них.

Молитвы входящие в состав Рудра-сукты достаточно объёмные. При желании вы можете транслитировать их и перевести самостоятельно на основе имеющихся исходников, используя для этого инструменты по работе с санскритом. Большую часть из них в виде общего файла в формате PDF вы можете найти в папке на облачном диске: гимны в PDF для Яджны.

Гимны Шакти

Ещё большее могущество и защиту можно получить при обращении к образу вселенской матери, богине Деви. Даже сила Рудры зависит от благосклонности Деви, которая олицетворяет собой энергию Всевышнего, без обращения к которой он остаётся бессильным в её творении.

Если вы живете в западной, южной и центральной части России (до Башкирии, Пермского края и Оренбурга), а также восточной и южной части Европы, включая области восточной Германии, Австрии, Чехии, Польши, Румынии, страны бывшей Югославии, а также Болгарии и Греции, включая христианские республики бывшего союза Молдавию, Украину, Беларусь, Грузию и Армению, то большая часть получаемых вами по судьбе благ, испытаний и страданий находится под управлением Богини матери, наиболее распространённой в этих местах в образе Богородицы, Девы Марии в католической традиции.

Проживая в указанных регионах вы находитесь под особым покровительством этой богини. Используя гимны, обращённые к разным испостасям Деви, от самых грозных проявлений в форме Кали, до самых светлых и приносящих радость форм Лакшми, можно очень быстро получить желаемый результат. Список наиболее сильных гимнов для поклонения ей таков:

Одной из самых могущественных молитв на санскрите является достаточно объёмный гимн Лакшми-Нараяна Хридая стотра, состоящий из двух частей. Первая часть, посвящённая Нараяне называется Нараяна Хридая стотра, а вторая его часть известна как Лакшми Хридая стотра. Эти гимны следует петь в одном цикле, сперва Нараяне, а затем богине Лакшми. Другие гимны можно найти в папке на облачном диске: гимны в PDF для Яджны.

Гимны Вишну

Для нейтрализации всех негативных сил в вашей жизни, для пробуждения своей духовной природы, обретения чистых и возвышенных качеств, а также для обычных житейских просьб в том случае, когда вы не знаете к какому божеству обратиться с молитвой, рекомендуется использовать гимны Вишну, который является повелителем всех жертвоприношений. Ниже приводится список рекомендуемых гимнов, для прославления Вишну:

К числу очень могущественных относится гимн "Вишну сахасранама стотра", который был поведан царю Юдхиштхире на поле боя Куру его дедом Бхишмой. Он входит в состав Махабхараты и считается крайне благотворным. Также могущественной мантрой является молитва 1000 имён Господа Хаягривы. Все эти гимны очень объёмные. Для их чтения или пения понадобится немало времени и стараний. Гимн "Вишну сахасранама стотра" содержит 108 стихов, а "1000 имен Хаягривы" — более 170-ти. Последние версии этих гимнов с транслитерацией санскрита на кириллице, в формате PDF для мобильных устройств, можно скачать из папки на облачном диске: гимны в PDF для Яджны.

Ритуал Ньяса

Многие гимны на санскрите содержат в себе блоки рекомендации для использования техники освящения различных частей тела. Эта практика называется нйfса, что в переводе означает наложение, размещение. Суть этой защитной техники в том, что с помощью вибрации мантры мы производим дополнительное освящение частей тела и создаём этим непроницаемую броню для неблагоприятных внешних воздействий.

В целом ритуал достаточно прост и не требует дополнительной подготовки. Многие гимны содержат в себе рекомендации какими мантрами и какие части тела нужно освящать. По умолчанию, произнося ту или иную мантру человек должен слегка касаться той части тела, которая описывается в мантре ритуала. Однако со временем сложилась традиция в некоторых случаях делать это особым образом. Именно её мы и разберём далее.

Кара ньяса, нанесение мантры на пальцы руки

При произнесении первой мантры коснитесь указательным пальцем верхней фаланги большого пальца аuгуinха. Далее проведите указательным пальцем от верхней фаланги до нижнего сустава большого пальца. Так вы нанесли слоги мантры на большой палец.

Нанесение мантры на все остальные пальцы производится далее с помощью большого пальца. При произнесении второй мантры коснитесь большим пальцем нижней фаланги указательного пальца тарджанb. Далее проведите большим пальцем от нижней фаланги до самого кончика указательного пальца. Так вы нанесли слоги мантры на указательный палец.

При произнесении третьей мантры коснитесь большим пальцем нижней фаланги среднего пальца мадхйама. Далее проведите большим пальцем от нижней фаланги до самого кончика среднего пальца. Так вы нанесли слоги мантры на средний палец.

При произнесении четвёртой мантры коснитесь большим пальцем нижней фаланги безымянного пальца анfмикf. Далее проведите большим пальцем от нижней фаланги до самого кончика безымянного пальца. Так вы нанесли слоги мантры на безымянный палец.

При произнесении пятой мантры коснитесь большим пальцем нижней фаланги мизинца кfниinхика. Далее проведите большим пальцем от нижней фаланги до самого кончика мизинца. Так вы нанесли слоги мантры на мизинец.

Завершает этот ритуал нанесение мантры на ладони с внутренней каратала и тыльной карапhinха стороны. При произнесении этой мантры коснитесь сперва сложенными пальцами руки ладони, а после этого проведите рукой от основания к верхней части внешней стороны руки, как если бы вы омывали руки под струёй воды. Так вы нанесли слоги мантры на ладони и тыльную сторону рук.

Подробнее этот ритуал можно посмотреть на следующем видео:

Анга ньяса, нанесение мантры на части тела

Обычно слоги мантр последовательно наносятся на сердце, голову, макушку головы, на глаза и на грудь, но могут быть и дополнительные указания в зависимости от случая.

При указании в тексте мантры (гимна) о нанесении слогов на область сердца хhдайа, произнесите мантру и коснитель сердца правой рукой, как показано на схеме ниже:

При указании в тексте о нанесении мантры на область головы oирас, произнесите мантру и коснитель лба правой рукой, как показано на схеме ниже:

При указании в тексте о нанесении мантры на область макушки головы oикхf, произнесите мантру и коснитель верхней части головы правой рукой, как показано на схеме ниже:

При указании в тексте о нанесении мантры на глаза нетрf, произнесите мантру и коснитель левого глаза безымянным пальцем, а правого глаза большим пальцем правой руки, как показано на схеме ниже:

Иногда можно использовать свободный указательный палец для прикосновения к области межбровья, где находится третий глаз.

Если в тексте используется мантра для создания невидимой брони кавача, произнесите её, сложив руки на груди крест-накрест, касаясь пальцами каждой руки противоположных предплечий, как показано на схеме ниже:

В некоторых случаях при выполнении этого жеста рекомендуется сложить руки в мудру Три-Патхака: пальцы ладони прижаты друг к другу и выпрямлены отнсительно ладони, затем большой палец сгибается в первой фаланге, а безымянный палец сгибается во второй фаланге от кончика.

Мудра Три Патхака (Тройной флаг)

Если в тексте используется мантра для создания невидимого оружия астра, произнесите её, слегка хлопая при этом в ладоши три раза, как показано на схеме ниже:

В некоторых традициях удар производится сложенными вместе указательным и средним пальцем так, чтобы звук имтирировал выпущенную стрелу.

При освящении с помощью мантры сторон света диг бандхас, произнесите мантру, последовательно щелкнув пальцами на каждом из восьми направлений. К ним относятся обычные север, юг, запад и восток, а также промежуточные между ними. В другом варианте исполнения этого жеста можно применить мудру Три Патхака (см. выше) и коснуться двумя руками головы.

Если в тексте есть упоминания о нанесении мантры на ту или иную часть тела, следует коснуться её правой рукой по той же схеме, которая была указана выше.

Значительно усилить очищающий эффект от воспевания гимнов и повторения мантр можно посредством проведения ритуала подношения своих даров огню, именуемого хома, яджна или агнихотра

хома