Шуддха

Моральные нормы

Вся восточная философия отличается от западной тем, что не делит человека и мир на части. По этой причине внутренние и внешние факторы нашей жизни рассматриваются как части одного целого. Просто уяснив для себя этот момент, можно легко понять, почему там люди глубоко уверены в том, что воздействие на один из этих факторов может привести к изменениям и в другом.

Глубинное понимание мира слишком сокровенно, поэтому его не часто встретишь даже в религиозной литературе. Большая часть людей — это очень посредственные, глупые и ограниченные создания. Именно такие люди и создают секты, религии и прочие культы. Их разум не способен понять сложные явления, поэтому они просто отбрасывают их, оставляя в своей жизни лишь внешний ритуализм. В этом разделе я постараюсь объяснить с философской точки зрения, почему многие сакральные истины, изложенные в священных текстах востока на пали и санскрите действительно важны и даже научны в своей основе.

Последние достижения в области физики убеждают нас, что с приближением к самой мельчайшей частице мироздания, мы обнаруживаем странные искажения и преломления, попадая в область, где прежние законы физики и мировоззрения уже перестают работать. Так, например, электрон может одновременно быть частицей и частью волновой функции, а известный физик Альберт Эйнштейн пришел к пониманию неразрывной связи между двумя запутанными частицами, что само по себе нарушает базовый принцип локальности объекта. Другими словами физика вплотную подошла к тому, чтобы увидеть странные взаимосвязи, существующие в природе там, где их вроде бы не должно быть. На востоке же никогда не отрицали такую связь. Более того, там она понимается еще шире.

Речь идёт о самом глубинном и сокровенном понимании мироздания как части общего, пронизывающего всех и единого сознания. Именно эта, довольно сложная для понимания концепция, содержится во многих, иногда даже не связанных между собой культурой традиций. Это доказывает универсальность этого принципа. Его же подтверждают и психологи, особенно те, которые работают с трансовым состояниями и гипнозом. Таким образом, если мы допустим, что в основе всего есть некое единое нечто, имеющее природу сознания, нам станет понятно, почему существуют тесные связи между тем, что мы считаем внешним и внутренним, субъективным и объективным, орудием, объектом и субъектом действия.

Представим себе, что мы есть сам космос и вселенная, что он существует внутри нас, как порождение наших фантазий. Тогда все объекты, которые мы воспринимаем как внешние по отношению к себе, будут для нас внутренними факторами, частями нас самих, как руки, ноги или голова. Примерно такой взгляд на природу мира и свое место в нем заложен в глубоких восточных философских учениях. Именно он объясняет логику работы всех регулирующих религиозных принципов.

Если я и есть этот мир, то мое сознание и будет воплощать его, делать видимым, зримым. Чистое сознание сделает мир светлым, а грязное — исполненным боли и страдания. Значит очищение сознания — путь обретения счастья. Вот почему столько внимания на востоке уделяют различным ритуалам очищения. По большому счету, все написанное в этом разделе относится к тем или иным методам очищения нашего сознания.

В свете этого станет легче понять такой сложный восточный термин, как карма, судьба или неизбежность.

Люди в Азии склонны искаженно воспринимать карму как неизбежность или предначертанность, нечто, против чего бесполезно восставать. На Западе люди наоборот, склонны видеть мир как инструмент для реализации своих планов, поэтому вопрос о вере в судьбу и неизбежность для многих даже не поднимается. В действительно ни те ни другие не понимают правильно этот сложный термин, обозначающий действие, прежде всего сознательное.

Если человек нераздельно связан со всем окружающим его, то каждое осознанное действие в отношении внешнего мира можно рассматривать как обращенное на самого себя. То есть мир становится зеркалом для каждого. Все, что мы направляем во вне, возвращается к нам, потому что границы между вовне и внутри на самом деле не существует.

В таком случае тот человек, который активно действует в этом мире, создает предпосылки к тому, чтобы попасть в очень трудные, непреодолимые и резко очерченные ситуации. Чем грубее его сила, с которой он воздействует на мир, тем жестче условия, в которые он после этого попадает. Если человек старается вносить минимум изменений в окружающий его мир, пытаясь находить баланс и не создавать лишних беспокойств, то все обстоятельства, которые складываются для него в будущем, действуют в отношении него с той же мягкостью и деликатностью. Это и есть карма

На санскрите слово карман обозначает действие и ритуал, что говорит о связи между двумя этими понятиями, которые объединяются в общем семантическом поле осознанности. Ритуал — это осознанное и целенаправленное действие. А каждое действие порождает ответную реакцию, в соответствии с тем, что это было за действие.

Теперь мы можем рассмотреть несколько базовым регулирующих принципов, которым следуют во многих религиозных традициях, и не только в Индии. Мы попробуем объяснить их с точки зрения изложенного выше знания.

Например, первый и самый главный из них принципов касается темы насилия.

Что такое насилие? Это когда что-либо совершается против воли другого. К сожалению, наша жизнь устроена так, что мы не можем избежать насилия полностью, поскольку для этого нам бы пришлось пожертвовать своей собственной жизнью. Но мы можем сократить уровень прилагаемого насилия до минимума. Это и называется оправданное насилие, или неизбежное. Однако очень часто мы совершаем насилие сверх того, что нам необходимо для выживания. Для многих это вообще стиль жизни, поскольку они получают удовольствие от того, что подавляют, унижают и убивают других. Не трудно догадаться, что подобное действие приведет в закономерным последствиям: человек попадет в условия, в которых насилие будет совершаться в отношении него. Вот почему Лев Николаевич Толстой написал:

Пока существуют скотобойни, будут существовать и поля сражений

Следующий принцип касается правдивости.

Никто не может знать истину. Но каждый может решить для себя, будет ли он честным, откровенным и правдивым с другими. Если человек стремится говорить правду и никогда не искажает действительность в угоду своим страхам или корыстным намерениям, то он создает тем самым новые, более благоприятные для себя условиях существования в будущем. Его правда приведет его в общество правдивых и честных людей, на которых всегда можно положиться.

Запрет на воровство является еще одним важным принципом чистоты.

Многие воры мотивируют свои действия тем, что не признают прав собственности. В действительности все вещи вокруг нас временны и не являются чей-либо собственностью в полном смысле этого слова. Однако это не повод для того, чтобы присваивать себе чужое, то что не добыто ценой своего честного труда. Тот, кто ворует чужое, создает для себя в будущем условия, когда его постоянно будут обворовывать другие. Все жители в России страдают от произвола чиновников, которые наглым образом присваивают себе принадлежащие народу собственность и ресурсы. Это воровство неискоренимо лишь по той причине, что большинство живущих на территории страны людей в глубине души являются такими же ворами и с такой же легкостью поддались бы искушению взять чужое.

Воздержание от похоти часто рассматривают как культивирование целомудрия.

В действительности, это один из самых превратно понимаемых принципов. Страсть и похоть человека во многом определяется состоянием его гормонального фона, а он, в свою очередь, базируется на генетических предрасположенностях. Простое химическое воздействие может внести существенные изменения в сексуальное поведение, настолько, что можно не только умерить или усилить влечение, но даже изменить природу сексуальной ориентации. К сожалению, люди, описавшие эти принципы плохо понимали животную и биологическую природу человека, поэтому рассматривали воздержание исключительно как моральный треннинг по обузданию своей животной природы с помощью экзотических телесных практик и аскез. Но изменить таким образом химию тела практически невозможно. Лишь на короткое время можно заглушить позывы плоти. Поэтому требовать от человека того, что противоречит его природе, на мой взгляд, является признаком идиотизма. В этом отношении более ёмкая философия Дао, как органичного и естественного проявления, не устаналивает подобных запретов и не требует от человека того, что не в его силах. Если ты не можешь обуздать свою похоть, то лучше всего дать ей выход.

Однако сам по себе такой принцип возник не случайно. Похотливый и вожделенный человек постепенно утрачивает крупицы рассудка. Потакание своим чувствам очень быстро заглушает голос разума. Кроме того беспорядочные половые связи порождают сложные эмоциональные привязки и тем самым вносят свою долю беспокойства в работу ума. По этой причине тот, кто смог свести к минимуму удовлетворение своих естественных потребностей, получает больше шансов добиться успеха на пути постижения себя. По этой причине кажется весьма разумным не запрещать людям удовлетворять свои чувства, а стараться обуздать их, в том числе через институт брака. Однако в основном это очень условный и размытый для правильного понимания принцип.

Стремление к чистоте тела и ума.

Если каждое внешнее действие неизбежно отражается на нашем внутреннем мире, то постоянное стремление к поддержанию в чистоте своего тела, одежды, своего дома, закономерно приведет к развитию чистоты и порядка в уме. Спокойный, умиротворенный ум позволяет замечать такие детали, которые ускользают из внимание человека возбужденного и слишком озабоченного, погруженного в свои мысли и зацикленного на какой-либо навязчивой идее. Таким образом чистота внешняя является очень простым и доступным средством для достижения чистоты внутренней.

Воздержание от интоксикации и одурманивания.

Употребление алкогольных напитков, наркотиков, сигарет, и даже таких стимулирующих напитков, как кофе или шоколад, является одним из способов психотропного воздействия на свой мозг. Многие восточные традиции осуждают пристрастие к одурманивающим веществам. Но с другой стороны, история и культура употребления их человеком уходит в самые глубины древности. По большому счету запретить людям пить, курить и принимать наркотические вещества — бесполезно. Очень часто такие вещества могут оказывать важный терапевтический эффект, помогая человеку снять стресс. В иных ситуациях, они используются для модулирования психической деятельности и пробуждения творческих и других функций мозга. Многие растения содержат в себе психотропные вещества из числа азотосодержащих соединений, которые по своему строению схожи с аминокислотами и гормонами в теле человека. Само по себе это уже заставляет задуматься: почему вообще природа наделила растения гормоноподобными соединениями, если бы в её планы не входило желание оказывать таким образом воздействие на человека и животных. Поэтому запрет на применение психотропных веществ следует понимать правильно, и вовсе не в том ключе, что использование их должно быть под запретом.

На самом деле этот запрет касается всех видов добровольного одурманивания, которое используется людьми для того, чтобы убежать от действительности. Психическая слабость и страхи побуждают человека искать выход из тех ситуаций, которые даются им для того, чтобы они учились их преодолевать. Не желая работать над собой, не желая напрягаться, страдать и учиться, эти люди находят более легкий способ решить проблему — cделать вид, что её просто нет. Этого и помогают достичь все эти вещества, когда они употребляются бесконтрольно. Однако если мы посмотрим на проблему более широко, то поймем, что в их список нужно будет включить и телевизор, и кино с сериалами, и компьютерные, а также любые другие азартные игры, и все виды развлечений, в которые люди часто погружаются, чтобы отвлечься и забыться. Все это — точно такие же средства для добровольного одурманивания себя, все это потенциальные средства психотропного воздействия. Конечно же глупо требовать от людей отказа от них. Зачем же тогда нужен этот принцип?

Данный принцип указывает на вредность постоянного одурманивания себя. Это понятно. Если тем или иным действием я создаю для себя некую иллюзию, то тем самым отказываюсь от восприятия реальности. В основе лежит протест против объективности. Такой протест порождает фрактальные прогрессии иллюзий. Так мы попадаем в мир, сотканный из паутины лжи, мифов и домыслов. Та реальность, в которой все мы живем сегодня, в начале 21 века — появилась как следствие этого постоянного бегства от реальности. И мы пришли к такому миру, в котором все пропитано заблуждениями. Внутренний отказ от подобного рода интоксикаций — это решение вступить в прямой контакт с реальностью, это вызов принять бой. Поэтому трезвость порождает более интенсивный опыт, а он приносит знания.

Посвящение себя Богу или духовному учителю.

На востоке очень часто служение и посвящение себя духовному учителю рассматривается как высшее моральное достоинство. Сам учитель почитается как наместник Бога на земле. Но это не более чем перегибание и превратное понимание заложенной здесь идеи.

Человек, каким бы он возвышенным, мудрым и разумным не был, все равно остается человеком, то есть животным. Не стоит смешивать и путать между собой уважение и раболепие. Одно дело уважать всех, не только людей, но и животных, и растения, понимая общую и единую природу всего сущего, а другое дело пресмыкаться, полностью отдавшись на волю своего наставника.

В Индии и других странах востока очень распространено именно пресмыкаться перед учителем, полностью унижая себя. Это один из способов, с помощью которого можно достичь совершенства через отказ от концепции своего Эго, или индивидуальности. Но даже через полное отрицание себя достичь совершенства трудно. А в бытовой повседневной жизни это приводит только ко множеству злоупотреблений. Принижая себя, человек способствует взращиванию Эго в других, которые с радостью используют его в своих личных и корыстных целях. Таким образом, пытаясь найти спасение для себя, человек искушает других и часто создает опасные ситуации морального падения для своего наставника и учителя. Примеров тому можно найти множество.

Из этого мы делаем вывод, что культ духовного учителя на Востоке слишком гипертрофирован и лишен логики и разумности. Это пример того, как один из базовых принципов был совершенно искаженно и превратно понят в среде складывающегося социального неравенства в обществе. С учетом имеющихся у нас знаний из области психологии, мы должны прийти к понимаю недопустимости таких форм поклонения.

Принцип посвящения себя Богу, или служения чистым и возвышенным существам, подразумевает, что мы пытаемся устремить к ним свои помыслы. О чем человек думает, тем и становится. Что больше всего занимает нас, то в конечном итоге с нами и происходит. Но если наш ум будет занят возвышенным, мы сможем быстрее очищаться. Для этого используется много техник и приемов. Служение чистым, мудрым, кротким и очень целомудренным людям — прекрасный путь для очищения. Но таких людей не бывает много, и даже если они попадутся нам на пути, то чаще всего сами постараются как можно скорее от нас скрыться. Такие люди не ищут общения, им не нужно наше служение. Поэтому гораздо разумнее сосредоточиться не на светлых людях, которые склонны попадать под дурное влияние и деградировать, а на тех объектах, которые остаются в нашем сознании незменными.

Все дальнейшие материалы этого сайта помогут найти подобные объекты для своего ума через различные виды духовной и ритуальной практики. Но для начала нужно разобраться в основных методах очищения, давно применяемых на востоке

очищение