В чём заключается смысл Йоги

В чём заключается смысл Йоги? Разбор первых стихов сутры Патанджали

В этой статье мы разберём подробно несколько первых афоризмов Йога сутры, написанной мудрецом Патанджали. Это очень популярное произведение, но как и многие другие, например Бхагавад Гита, несмотря на повсеместное использование, почти нигде не встречается в качественном и корректном переводе с санскрита.

Проблема здесь заключается не столько в том, что сутры написаны в форме афоризмов.

Афоризм — это очень краткое, сжатое изречение, в котором намеренно опущено всё лишнее. Такая форма записи была обусловлена тем, что всю коллекцию изречений того или иного мудреца последователям приходилось запоминать наизусть, потому что письменности к тому времени ещё не существовало.

Главная проблема отсутствия нормального перевода этих сутр связана с тем, что в нашей стране практически никто не делает независимые, авторские или академические переводы с санскрита, где приводится максимально подробный пословник. Многие вообще не заморачиваются и делают просто перевод с английского.

Таким образом при изучении такой сложной философской литературы как сутры Патанджали русский человек неизбежно сталкивается с проблемой сломанного телефона: он вынужден читать переводы переводов и домыслы, основанные на домыслах. Даже те переводы, которые выполнены на английском языке, часто связаны с различными проповедниками и представителями той или иной секты в Индии, поэтому они не могут быть свободными от всех сопутствующих им предрассудков и называться в полной мере научными.

Конечно, я не претендую на роль идеального переводчика. Но по возможности постараюсь сделать всё от себя зависящее, чтобы предоставить исследователю возможность прикоснуться к живому оригиналу. Вот почему далее мы рассмотрим первые афоризмы Патанджали в самом подробном грамматическом пословнике, а затем уже поговорим об их интерпретации.

Йога сутры Патанджали, раздел Самадхи-пада, стих 2.

योगश्चित्तवृत्तिनिरोधः ॥ 2

йогаo-читта-вhтти-ниродхаp

йогас [сущ.им.] - Йога; читта [сущ.ср.р.] - любая ментальная активность, процесс мышления, воображения, создания, формирования, генерации мыслей и суждений; вhтти [прил.отгл. (√вhт, 1кл.)] - постоянно действующее, самовозобновляющееся, циклически переходящее из одного состояния в другое, возвращающееся; ни-родхас [ПР.сущ.отгл. (√рудх, 7кл.)им.] - уничтожение, подавление, усмирение, удержание, полная остановка, блокировка, контроль; читта-вhтти-ни-родхас [ТП>ТП.] - полная остановка → ниродха циклически возобновляемого → вhтти процесса ментальной, психической деятельности → читта; расшифровку сокращений см. здесь.

Йога — это полное прекращение всей внешней деятельности ума.

Комментарий. Для правильного перевода данного афоризма, мы должны разобрать единую композицию словосочетание читта-вhтти-ниродхас таким образом, чтобы слово читта оказалось существительным среднего рода, а не страдательным причастием прошедшего времени, слово вhтти оказалось бы отглагольным прилагательным, а не существительным, поскольку в иных формах эти слова имеют совершенно другое значение. Это одна из сложностей перевода данного стиха. Здесь и далее я намеренно подробным образом разбираю сначала каждое слово, а уже потом их общую словоформу, композицию вместе. В противном случае мы не увидим всех оттенков и грамматических особенностей каждого. Данный афоризм практически невозможно перевести дословно на русский язык. По этой причине мною специально добавлено здесь слово “внешняя”, которого в оригинальном стихе нет. Это сделано для того, чтобы читатель не подразумевал под словосочетанием читта-вhтти любую психическую деятельностью ума вообще, поскольку та же самая деятельность ума, но в состоянии глубокой концентрации, используется в системе Йоги для того, чтобы достичь высшей ступени реализации. Подробнее особенность этих терминов я рассмотрю далее.

Йога сутры Патанджали, раздел Самадхи-пада, стих 3.

तदा द्रष्टुः स्वरूपेऽवस्थानम् ॥ 3

тадf драinуp сварeпе ’вастхfнам

тадf [нар.] - тогда; драinур [сущ.род.] - того, кто наблюдает, созерцает, надзирает, присматривает; сва-рeпе [ТП.местн.] - в своей изначальной форме, в собственной форме, в своём подлинном → сва образе, обличие → рeпаава-стхfнам [ПР.сущ.ср.р.вин.] - пребывание, нахождение, расположение, присутствие; расшифровку сокращений см. здесь.

Тогда наблюдающего можно увидеть в его подлинном, естественном облике.

Йога сутры Патанджали, раздел Самадхи-пада, стих 4.

वृत्तिसारूप्यमितरत्र ॥ 4

вhтти-сfрeпйам-итаратра

вhтти [сущ.] - образ жизни, образ мыслей, натура, характер, нрав, склонности, природа, все производные формы психической деятельности ума; сfрeпйам [сущ.ср.р.] - тождественность, идентификация; вhтти-сfрeпйам [ТП.вин.] - отождествление себя со своим образом мыслей → вhттиитаратра [нар.] - в противном случае; расшифровку сокращений см. здесь.

В противном случае происходит отождествление себя с производными формами психической деятельности.

Как всё это понимать?

В данных сутрах Патанджали рассматривается несколько важных, базовых терминов. Чтобы лучше разобраться в смысле его изречений, сперва нужно подробнее остановиться на каждом из них. Тем более что одной из отличительных черт санскрита является его способность выражать одним и тем же словом множество разных значений.

Первым из них является йога.  Это слово является производным от глагольного корня 7 класса √йудж. Данный корень переводится как всё, что запрягает, смыкает, использует, объединяет. Отсюда и первое, самое простое и бытовое значение слова йога — ярмо, уздечка, хомут или упряжка.

Однако в изучаемых нами текстах используется более глубокое значение слова йога. Ведь любой хомут или упряжка подразумевает под собой объединение, или спряжение нескольких объектов для перевозки, перемещения. В этом смысле ещё более широкое понятие слова йога состоит в том, что это может быть практикой или деятельностью, которую мы используем (в которую впрягаемся), чтобы переместить себя к чему-либо. В высшем смысле под этим термином, как целью всего процесса передвижения, подразумевается единство, соединение, объединение себя с высшим, надперсональным сознанием, с высшей реальностью, высшим Я, что также является одним из значений слова йога. Именно такой смысл ему придаёт здесь мудрец Патанджали.

В первом афоризме автор, отбросив всё лишнее, попытался максимально кратко изложить суть и цель всего разработанного им же комплекса мер и упражнений, под названием Йога. По его мнению она заключается в том, чтобы вырвать себя из потока порождаемых нашим умом образов, которые похожи на преломления и отражения реальности.

Теперь мы разберём подробнее, что под этим подразумевается, поскольку эти термины гораздо сложнее, чем могут показаться на первый взгляд.


Важным для правильного понимания всего смысла сказанного становится слово читта, казалось бы, очень простое. Оно является производным существительным от глагольного корня 1 класса чит, в значении думать, полагать, воспринимать, считать, рассматривать. В нашем языке наиболее близким к нему по звучанию будет глагол учить, изучать. По своей сути это однокоренные с санскритом слова. В данных стихах Патанджали понимает под термином читта процесс создания в уме мыслей, наше воображение и всю психическую деятельность ума в целом.

И здесь вновь возникает иллюзия осведомлённости. Что сложного в понятии процесса мышления, обдумывания, воображения? Это понятно каждому. Согласен, так и есть. Но сложность возникает в том, что современный человек не способен увидеть или осознать себя в отрыве от этого процесса, а потому и не может как следует понять его специфику до конца. Чтобы решить проблему, нужно выйти за её пределы. Пока мы интенсивно обдумываем в уме тысячи мыслей, мы не замечаем, где пролегает граница этого процесса, потому что полностью охвачены им и существуем только внутри этого процесса.

Наше мышление неразрывно связано с нами, точнее с тем, что мы понимаем под своей индивидуальностью. Немногие догадываются, что наш разум, интеллект, и даже отчасти сознание, а также то, что мы понимаем под своим личным Я, под своей индивидуальностью — всё это продукт механической работы неокортекса. Это не более чем иллюзия, видимость. Даже то, как мы отождествляем себя с процессом своего мышления — также является продуктом обработки импульсов в нашем мозге. Такие современные исследователи, как Джефф Хокинс, посвятили немало статей описанию этих необычных процессов в коре головного мозга. Благодаря этому была разработана нейро-кластерная модель работы мозга, которая объясняет многие загадочные явления нашей психики, в том числе феномен Я, с позиции работы сложной иерархии подсистем головного мозга. Таким образом, говоря о мышлении, о способности думать и воображать, мы чаще всего забываем и не осознаём, что также являемся частью этого сложного процесса. И в этом главная тайна термина читта.

Неспособность остановить привычную нам психическую деятельность ума приводит к тому, что мы сами отождествляем себя с производными формами этой деятельности, к которым относится и концепция нашей индивидуальности. Она ложная, искусственная, как и все порождаемые в процессе мышления образы и суждения. Это явление описано мудрецом Патанджали в последнем стихе этой группы.

Сегодня можно лишь поразиться тому, как могли мудрецы такого отдалённого от нас прошлого столь безупречно разобраться в тонкостях работы мышления, когда не только нейробиологии как науки не существовало, но не было даже обычной письменности.


Механизм отождествления себя со своей индивидуальностью, с нашими образами, мыслями и суждениями, скрыт в принципе работы ещё одной важной особенности работы нашего сознания.

Если вы внимательно понаблюдаете за собой, то заметите, что наш ум почти никогда не бывает спокоен. В каждый момент времени он занят размышлением о чём-либо. Одни образы и мысли в нём сменяются другими. Сильные желания, страсти, обиды или ненависть порождают процесс формирования всё новых и новых образов, мыслей, суждений. Такая цикличная безостановочная деятельность ума проистекает из особенности работы нейронных сетей нашего мозга.

Вся воспринимаемая нами информация в форме импульсов, поступающих от нервных клеток в центр обработки информации в коре головного мозга имеет пространственные и временные характеристики. Пространственные характеристики определяют набор данных, которые требуются для передачи одного целого ощущения или восприятия, будь это сигнал, поступающий с сетчатки глаза, или же сигнал, приходящий от тактильных рецепторов на коже. Это более менее понятно большей части людей, которые учились в школе.

Но мало кто знает, что вся эта информация оказалась бы бесполезной, если бы не было второй важной характеристики передачи данных, связанной с измерением во времени. Каждый набор сигналов, поступающих в мозг, выстраивается в каскад, группируюясь с серией других, схожих с ним сигналов, получаемых во времени. Таким образом мозг обрабатывает не столько статические сигналы, поступающие от рецепторов, сколько сложные цепи каскадов или серий этих сигналов, распределённых во времени.

Принцип, который положен в основу работы мозга с каскадом полученных данных, приводит к тому, что вся обработка поступающей информации опирается на ту же потребность функционирования в режиме каскада или серии данных. Когда некий фрагмент сигналов поступает в мозг, он воспринимает его как серию данных. И точно такие же серии данных извлекаются им из области памяти, чтобы сравнить полученные сигналы с теми, которые уже хранились в качестве прошлых впечатлений.


Я специально так подробно останавливаюсь здесь на описании особенностей работы мозга, чтобы стало легче понять, почему вообще Патанджали решил ввести такое странное понятие для обозначения режима психической деятельности, как вhтти .

Данное слово происходит от глагольного корня √врт, что значит крутить и вращать. Этот корень также является однокоренным для нашего русского глагола вертеть с абсолютно теми же значениями.

Слово вhтти  самое важное в данном ряду, потому что таит в себе больше всего загадок.

Самой главной загадкой лично для меня является то, как мудрец Патанджали вообще смог прийти к пониманию этого явления? Насколько прозорливым нужно было ему быть, чтобы заглянуть в ту область, которая даже сегодня, спустя 25 веков, остаётся мало понятной многим изучающим её специалистам.

Дело в том, что вhтти — это и есть обозначение одной из главных фундаментальных функций нашего мозга, которая представляет собой каскадность или серийность в восприятии и обработке информации.

Вся информация в нашем мозге, а соответственно и весь процесс нашего мышления, работает с сериями или каскадами данных. Зацикленность на работе с сериями данных приводит к тому, что наше мышление можно сравнить с работой вращающегося волчка. Войдя в одну цепочку обработки данных, дергая за ниточку целого каскада данных, мы запускаем волчок, который потом уже не так просто остановить. Именно эти процессы и лежат в основе навязчивых мыслей, накручивания, зацикливания на одном. В более паталогической форме они приобретают форму такого заболевания, как падучая болезнь или эпилепсия, вызванного неуправляемым взрывом активности нейронов головного мозга.

Обратите внимание, что везде здесь, даже в нашем русском языке, используются те же слова и термины, связанные с движением по кругу.

Все это, помимо общего определения циклической и возобновляемой психической активности ума, было дополнительным образом обозначено Патанджали в таком глубоком и ёмком слове вhтти.

Выйти за пределы всей этой циклической деятельности ума практически невозможно. На ней базируется вся его работа. И даже осознание нашей собственной личности происходит благодаря встраиванию новых данных в некую цепочку, каскад, под названием Я. То, что мы, просыпаясь утром, узнаем себя в зеркале и главное, понимаем, что мы — это всё еще тот Я, который был вчера и позавчера — обеспечивается работой того, что Патанджали описал термином вhтти.


Чтобы лучше понять природу читты и вртти с точки зрения индийской психологии, многие мудрецы приводят аналогии с рябью волн на поверхности океана.

Во время шторма море не спокойно, волны поднимаются всё выше и выше, возмущая водную гладь. Если водоём не очень большой, то со дна поднимается мусор и всякая грязь, вода становится мутной и непрозрачной. В такой воде невозможно разглядеть ничего.

В данной аллегории под водой понимается та самая читта, а под возмущением волн на поверхности —вhтти или постоянные импульсы, колебания в процессе мышления. Только остановив внутри себя эти колебания, можно разглядеть то, что скрывает под собой толща воды, увидеть, что лежит за ней, на дне водоёма. И это уже рассматривается в следующем стихе.


Самым сложным для понимания второго стиха будет термин драinh, или наблюдатель, созерцатель.

Во многих древних философских системах Индии рассматривается наличие у человека некоего абсолютного, неизменного, вечно пребывающего в нём духовного начала. Эти концепции отчасти отражены даже в философии Буддизма. И везде под этим началом понимается некий независимый наблюдатель, находящийся в самой глубинной точке нашего Я. Этот наблюдатель созерцает всё происходящее с нами, но никогда не вмешивается в этот процесс, поэтому и называется наблюдателем.

Мы могли бы посмеяться над такими представлениями древних философов Индии, если бы не последние открытия психологов XX века, изучающих природу гипноза. Эти люди, в числе которых и видный учёный Эрнест Хилгард, доказали, что в каждом человеке действительно пребывает одновременно несколько личностей, одну из которых можно опознать как всегда присутствующего рядом с нами наблюдателя.

Во время погружения в гипноз можно видеть проявления этого наблюдателя, которому как будто известно всё, что происходило с нами в прошлом, и даже то, что будет происходить в будущем. Этот наблюдающий способен проявлять удивительные способности, например подсчитывать количество прожитых нами в этой жизни минут, или количество волосков на голове.

Разумеется, современные учёные, изучающие гипноз, так и не пришли к единому мнению о том, кто является этой личностью. Даже сам гипноз в их сообществе сегодня сталкивается с извечными спорами о правильном понимании и научном определении его природы.

Мудрецы востока подразумевали под этим наблюдателем наше истинное, подлинное начало, которое остаётся неизменным на протяжении всей жизни, и которое мы не можем осознать из-за постоянного возбуждения в уме в процессе создания образов, мыслей и суждений. Из-за того, что в нашем уме постоянно идёт шторм, ураган из мыслей, впечатлений, навязчивых состояний и переживаний, мы не можем увидеть никакой другой реальности, кроме той, что порождается нашим беспокойным умом. Этот фактор является самым важным, поскольку благодаря ему мы отождествляем себя с тем, что создаёт наш ум. Не имея возможность увидеть что-либо за его пределами, нам не остаётся ничего другого, как отождествить себя с тем, что мы наблюдаем в данный момент. Так происходит процесс обусловленности материальным сознанием.

Когда же беспокойная деятельность ума прекращается, мы получаем возможность увидеть нечто, что было скрыто за волнами и вихрями его ментальной деятельности. Мы можем увидеть другую реальность. Она заключается в том, что перед нами открывается природа иного участника всех наших событий, независимого и остающегося безучастным наблюдателя. Этот беспристрастный наблюдатель предстаёт перед нами в своём истинном облике, когда вихри в уме успокаиваются. В этот момент в системе нашего прежнего отождествления себя с умственной психической деятельностью возникает коллапс. Мы понимаем, что прежнее отождествление было ошибкой, заблуждением, которое происходило только потому, что мы не могли видеть ничего другого. Теперь мы увидели больше, и потому возникает новое отождествление себя с наблюдателем. При этом материальное обусловленное сознание человека прекращается.

Именно это и является сутью всей практики Йоги, по мнению мудреца, создавшего эту систему. Насколько далеки представления современного человека об этом от того смысла, который был заложен в оригинальных текстах самим автором, судить вам, внимательный и вдумчивый читатель.

Уттама Шлока

Привет, меня зовут Александр и я рад поделиться с вами авторскими переводами с санскрита, а также своими статьями, посвященными исследованиям в сфере лингвистики и философии. Не забывайте указывать ссылку на источник, если собираетесь поделиться этими материалами со своими друзьями. Этот сайт был создан для того, чтобы заинтересовать вас философией древней Индии и пробудить внутри желание изучать санскрит самостоятельно.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Уважаемые посетители! После отправки комментарий поступает в очередь на модерацию. Поэтому дождитесь его утверждения и дальнейшей публикации на странице. Если у вас возникли трудности, обратитесь за помощью к администратору по адресу: uttamashloka (собачка) bk.ru.